Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика прибыли на предприятии и методы ее анализа

Понятие предприятия и его место в экономике

Любая национальная экономическая система строится на производственном процессе, включающем в себя этапы создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции. Основой общественного воспроизводства является реальный сектор экономики, состоящий из предприятий, различных организаций и других объектов хозяйствования, чья цель заключается в максимизации результата экономической деятельности.

Сложное взаимодействие между субъектами и объектами, большое количество хозяйственных связей требуют от научной мысли определенного подхода, который реализуется с помощью микроэкономического направления. Именно микроэкономика занимается вопросами исследования закономерностей, принципов функционирования и развития хозяйственных систем, образуемых отдельными субъектами. Здесь подразумеваются домашние хозяйства, предприятия различных форм собственности. Так же микроэкономика исследует процессы и явления в хозяйственной жизни общества.

Одним из определений предприятия в экономике является следующее.

Определение 1

Под предприятием понимается хозяйственный субъект, который объединяет производственные факторы для достижения конкретных целей, путем их рационального использования.

Деятельность предприятия строится на трех составляющих:

  1. Планирование, внедрение и эксплуатация технологических и технических средств для максимально эффективного производственного процесса.
  2. Формирование продуктивной комфортной рабочей обстановки для трудового коллектива.
  3. Преобразования и оптимизация в сфере управленческой работы.

Предприятие выступает в качестве связующего звена между государством и населением. В пользу государство оно уплачивает налоги, которые формируют ощутимую часть государственного бюджета. При этом предприятие обеспечивает потребности общества в определенных товарах и услугах.

Замечание 1

В экономике страны хозяйственная деятельность предприятия оказывает воздействие на насыщение потребительского рынка, активизацию процессов роста и развития в экономике, научно-технический прогресс, а значит, на повышение производительности.

«Характеристика прибыли на предприятии и методы ее анализа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сущность прибыли, ее виды

Экономической целью существования предприятия является получение финансового результата. По сути, прибыль выражает часть денежных накоплений хозяйственных субъектов, полученных в ходе экономической деятельности. Например, в бухгалтерском учете прибыль формируется путем отражения на счетах всех доходов и расходов за период по нарастающей к концу года. Среди основных видов прибыли выделяют:

  1. Общую или балансовую прибыль. Она представляет собой общий доход предприятия от реализации готовой продукции, а также доход, сформированный деятельностью, не относящейся к основной. Обычно определяется за период и указывается во внешнем финансовом отчете.
  2. Прибыль от реализации – прибыль, полученная как разница между общим доходом и затратами на производство. Этот параметр оказывает воздействие на ведущий принцип осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Финансовая прибыль. Это та часть прибыли, которая проходит по балансу, но не связана с прямыми продажами товаров или услуг. Сюда входят доходы от операций с ценными бумагами и инвестиционным портфелем.
  4. Внереализационная или операционная прибыль. Вид прибыли, не связанный с основной деятельностью предприятия. Она формируется из арендных платежей, доходов за прошлые периоды, долевое участие, процентов по вкладам и так далее.
  5. Прибыль чистая. Та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после совершения всех обязательных платежей в пользу государственного бюджета.
  6. Прибыль до налогообложения. По сути, это доход, выражающийся разницей между дебетом и кредитом за отчетный период. Она уменьшается на величину льгот и увеличивается на тот объем налогов, который предстоит уплатить.
Замечание 2

Таким образом, для анализа доходов предприятия используются различные виды прибыли, позволяющие проводить оценку различных параметров.

Методы анализа прибыли

Прибыль, по сути, это результат хозяйственной деятельности предприятия. Ее анализ, сопоставление данных с прошлыми периодами, позволяет прогнозировать доходы в будущем, а также выявлять резервы ее увеличения. Кроме того, анализ прибыли является одним из методов оптимизации управленческих процессов на предприятии. С его помощью можно увидеть взаимосвязь и взаимное влияние финансового результата, хозяйственных издержек, объемов выпуска и сбыта. Главной особенностью анализа прибыли является тот факт, что он относится к внутренней информации, а значит, его данные становятся коммерческой тайной.

Существует множество подходов к анализу прибыли, среди которых выделяют:

  1. Анализ по направлениям формирования прибыли. Включает в себя так же анализ ее использования. Реализуется по данным налогового и бухгалтерского учета.
  2. Анализ может быть внешним и внутренним. Здесь разница заключается в используемой информации. Внешний проводится по официальным публикуемым данным о состоянии предприятия. Внутренний анализ строится полностью на внутренней информации предприятия, представляющей собой коммерческую тайну.
  3. В зависимости от масштаба может проводиться анализ прибыли по предприятию, по цеху, отделу, структурному подразделению или отдельно по виду изделия.
  4. Анализ может разделяться по периоду проведения и глубине. Он может быть предварительным, связанным с прогнозами на основе фактических данных и данных прошлого периода. Он может быть детализированным, то есть рассматривать все составляющие, влияющие на итоговый результат.

Для анализа прибыли используются практически все известные методы. Горизонтальный позволяет отслеживать динамику отдельных показателей. С агрегированными показателями работают с помощью вертикального метода, раскладывая их на составляющие. Сопоставление отдельных показателей, влияющих на итоговый результат – это метод сравнительного анализа. Факторный анализ необходим для оценки влияния внешних и внутренних факторов на финансовый результат, а также различных отклонений в производственном процессе. Сопоставление абсолютных величин позволяет вычислить относительные и использовать их в аналитической работе.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot