Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование производственной программы предприятия в современных условиях

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Формирование производственной программы предприятия в современных условиях
Определение 1

Производственная программа предприятия – это внутренний документ предприятия, в котором детально расписан план производства и реализации продукции и утверждены плановые значения объема, номенклатуры, ассортимента и качества продукции.

Основные сведения о производственной программе предприятия

Осуществление предприятием своей хозяйственной деятельности происходит в ходе реализации им производственной программы. Данным понятием обозначают развернутый и подробный план производства продукции, рассчитанный на определенный промежуток времени. В рамках этого плана утверждаются объем продукции, ее номенклатура, ассортимент и качество.

Производственная программа предприятия утверждается посредством принятия соответствующего локального нормативного акта. Это обуславливает необходимость учета при формировании производственной программы главных целей и задач деятельности предприятия, а именно:

  • получение максимальной прибыли;
  • учет реальных ресурсных возможностей предприятия;
  • удовлетворение потребностей рынка сбыта;
  • уменьшение издержек производства до минимума;
  • загрузка оборудования предприятия до максимальных возможностей.

Формирование производственной программы как деятельность уполномоченных сотрудников основывается на результатах маркетинговых исследований. В процессе их проведения требуется определиться с целевыми нишами и сегментами рынка и в соответствии с ними дать оценку потенциальному объему выпуска продукции. Кроме того, при формировании производственной программы нужно принять во внимание сроки и объемы поставок продукции на рынок.

Производственная программа предприятия выступает в качестве основы для формирования или корректировки разделов стратегического плана предприятия.

Содержание производственной программы предприятия

Исходя из плана сбытовой политики с разбивкой по календарным периодам производственная программа предприятия содержит следующие сведения о производимой им продукции:

Готовые работы на аналогичную тему

  • номенклатура продукции – это представленная в виде перечня совокупность изделий, которые выпускает предприятие, определяют его специализацию и основные направления производства (с указанием количества, качества и сроков сдачи);
  • ассортимент продукции –это расширенный набор разновидностей продукции определенного наименования, которые выделены на основе сходства определенных технико-экономических характеристик (например, внешнего вида, размера и т.д.) и подразделены на ассортиментные группы (в соответствии с функциональным предназначением, ценой и качеством) и ассортиментные позиции (разновидности, марки);
  • качество продукции – это совокупность технико-экономических свойств продукции, которые обусловлены использованием технологий, модернизацией изделий, соблюдением стандартов, технических условий и благодаря этому обеспечивают удовлетворение потребностей покупателей продукции.

Стержневым элементом производственной программы предприятия является планирование выпуска продукции. Оно представляет собой систематическое принятие управленческих решений, которыми регулируются вопросы от разработки и создания торговой марки до реализации продукции.

Этапы и особенности формирования производственной программы предприятия

Формирование производственной программы предприятия можно представить как совокупность последовательно сменяющих друг друга следующих этапов:

  1. ранжирование продукции предприятия с учетом его производственных мощностей и возможностей ее сбыта;
  2. оценка параметров (показателей), которые дают характеристику сферам от назначения продукции до рыночной конъюнктуры (например, надежность, экономичность, дизайн, вид);
  3. определение степени спроса продукции на рынке;
  4. оценка продукции по степени конкурентоспособности;
  5. сравнение факторов конкурентоспособности предприятия с конкурентами (например, качество продукции, гарантийный срок, послепродажное обслуживание, престижность торговой марки и т.д.).

Формирование производственной программы предприятия находится в зависимости от типа производства, которое оно организует. Главные отличия заключаются в следующем:

  • единичное и мелкосерийное производство – в основе производственной программы лежит календарный график запуска-выпуска изделий, который разрабатывается с учетом длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок);
  • серийное производство – выпуск продукции планируется с учетом незавершенного производства на всех стадиях его процесса и изменения номенклатуры изделий, которые запускаются в производство;
  • массовое производство – комплексная разработка производственной программы (т.е. как по предприятию в целом, так и по всем основным цехам; как на календарный год, так и с разбивкой по кварталам и месяцам), при этом распространена практика разработки программы в нескольких вариантах, что позволит обеспечить полную и равномерную загрузку оборудования и рабочих мест в разных производственных условиях.

При формировании производственной программы предприятия его продукция разделяется на основную и дополнительную. Соответственно, первоначально во внимание обращаются уже заключенные договоры о производстве и поставке основной продукции и только затем – потенциально возможные быть заключенными договоры о производстве и поставке дополнительной продукции. В большинстве предприятий выпуск основной продукции контролируется планово-диспетчерским отделом предприятия, а выпуск дополнительной продукции – диспетчером цеха.

Производственная программа предприятия, которая принята и утверждена, должна быть доведена до каждого структурного (производственного) подразделения. Причем зачастую требуется конкретизация по отдельным узлам, деталям, сборочным единицам.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Викторовна Приходько

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис