Производственная программа предприятия – это внутренний документ предприятия, в котором детально расписан план производства и реализации продукции и утверждены плановые значения объема, номенклатуры, ассортимента и качества продукции.
Осуществление предприятием своей хозяйственной деятельности происходит в ходе реализации им производственной программы. Данным понятием обозначают развернутый и подробный план производства продукции, рассчитанный на определенный промежуток времени. В рамках этого плана утверждаются объем продукции, ее номенклатура, ассортимент и качество.
Производственная программа предприятия утверждается посредством принятия соответствующего локального нормативного акта. Это обуславливает необходимость учета при формировании производственной программы главных целей и задач деятельности предприятия, а именно:
Формирование производственной программы как деятельность уполномоченных сотрудников основывается на результатах маркетинговых исследований. В процессе их проведения требуется определиться с целевыми нишами и сегментами рынка и в соответствии с ними дать оценку потенциальному объему выпуска продукции. Кроме того, при формировании производственной программы нужно принять во внимание сроки и объемы поставок продукции на рынок.
Производственная программа предприятия выступает в качестве основы для формирования или корректировки разделов стратегического плана предприятия.
Исходя из плана сбытовой политики с разбивкой по календарным периодам производственная программа предприятия содержит следующие сведения о производимой им продукции:
Стержневым элементом производственной программы предприятия является планирование выпуска продукции. Оно представляет собой систематическое принятие управленческих решений, которыми регулируются вопросы от разработки и создания торговой марки до реализации продукции.
Формирование производственной программы предприятия можно представить как совокупность последовательно сменяющих друг друга следующих этапов:
Формирование производственной программы предприятия находится в зависимости от типа производства, которое оно организует. Главные отличия заключаются в следующем:
При формировании производственной программы предприятия его продукция разделяется на основную и дополнительную. Соответственно, первоначально во внимание обращаются уже заключенные договоры о производстве и поставке основной продукции и только затем – потенциально возможные быть заключенными договоры о производстве и поставке дополнительной продукции. В большинстве предприятий выпуск основной продукции контролируется планово-диспетчерским отделом предприятия, а выпуск дополнительной продукции – диспетчером цеха.
Производственная программа предприятия, которая принята и утверждена, должна быть доведена до каждого структурного (производственного) подразделения. Причем зачастую требуется конкретизация по отдельным узлам, деталям, сборочным единицам.