Производственная программа предприятия – это внутренний документ предприятия, в котором детально расписан план производства и реализации продукции и утверждены плановые значения объема, номенклатуры, ассортимента и качества продукции.
Основные сведения о производственной программе предприятия
Осуществление предприятием своей хозяйственной деятельности происходит в ходе реализации им производственной программы. Данным понятием обозначают развернутый и подробный план производства продукции, рассчитанный на определенный промежуток времени. В рамках этого плана утверждаются объем продукции, ее номенклатура, ассортимент и качество.
Производственная программа предприятия утверждается посредством принятия соответствующего локального нормативного акта. Это обуславливает необходимость учета при формировании производственной программы главных целей и задач деятельности предприятия, а именно:
- получение максимальной прибыли;
- учет реальных ресурсных возможностей предприятия;
- удовлетворение потребностей рынка сбыта;
- уменьшение издержек производства до минимума;
- загрузка оборудования предприятия до максимальных возможностей.
Формирование производственной программы как деятельность уполномоченных сотрудников основывается на результатах маркетинговых исследований. В процессе их проведения требуется определиться с целевыми нишами и сегментами рынка и в соответствии с ними дать оценку потенциальному объему выпуска продукции. Кроме того, при формировании производственной программы нужно принять во внимание сроки и объемы поставок продукции на рынок.
Производственная программа предприятия выступает в качестве основы для формирования или корректировки разделов стратегического плана предприятия.
Содержание производственной программы предприятия
Исходя из плана сбытовой политики с разбивкой по календарным периодам производственная программа предприятия содержит следующие сведения о производимой им продукции:
- номенклатура продукции – это представленная в виде перечня совокупность изделий, которые выпускает предприятие, определяют его специализацию и основные направления производства (с указанием количества, качества и сроков сдачи);
- ассортимент продукции –это расширенный набор разновидностей продукции определенного наименования, которые выделены на основе сходства определенных технико-экономических характеристик (например, внешнего вида, размера и т.д.) и подразделены на ассортиментные группы (в соответствии с функциональным предназначением, ценой и качеством) и ассортиментные позиции (разновидности, марки);
- качество продукции – это совокупность технико-экономических свойств продукции, которые обусловлены использованием технологий, модернизацией изделий, соблюдением стандартов, технических условий и благодаря этому обеспечивают удовлетворение потребностей покупателей продукции.
Стержневым элементом производственной программы предприятия является планирование выпуска продукции. Оно представляет собой систематическое принятие управленческих решений, которыми регулируются вопросы от разработки и создания торговой марки до реализации продукции.
Этапы и особенности формирования производственной программы предприятия
Формирование производственной программы предприятия можно представить как совокупность последовательно сменяющих друг друга следующих этапов:
- ранжирование продукции предприятия с учетом его производственных мощностей и возможностей ее сбыта;
- оценка параметров (показателей), которые дают характеристику сферам от назначения продукции до рыночной конъюнктуры (например, надежность, экономичность, дизайн, вид);
- определение степени спроса продукции на рынке;
- оценка продукции по степени конкурентоспособности;
- сравнение факторов конкурентоспособности предприятия с конкурентами (например, качество продукции, гарантийный срок, послепродажное обслуживание, престижность торговой марки и т.д.).
Формирование производственной программы предприятия находится в зависимости от типа производства, которое оно организует. Главные отличия заключаются в следующем:
- единичное и мелкосерийное производство – в основе производственной программы лежит календарный график запуска-выпуска изделий, который разрабатывается с учетом длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок);
- серийное производство – выпуск продукции планируется с учетом незавершенного производства на всех стадиях его процесса и изменения номенклатуры изделий, которые запускаются в производство;
- массовое производство – комплексная разработка производственной программы (т.е. как по предприятию в целом, так и по всем основным цехам; как на календарный год, так и с разбивкой по кварталам и месяцам), при этом распространена практика разработки программы в нескольких вариантах, что позволит обеспечить полную и равномерную загрузку оборудования и рабочих мест в разных производственных условиях.
При формировании производственной программы предприятия его продукция разделяется на основную и дополнительную. Соответственно, первоначально во внимание обращаются уже заключенные договоры о производстве и поставке основной продукции и только затем – потенциально возможные быть заключенными договоры о производстве и поставке дополнительной продукции. В большинстве предприятий выпуск основной продукции контролируется планово-диспетчерским отделом предприятия, а выпуск дополнительной продукции – диспетчером цеха.
Производственная программа предприятия, которая принята и утверждена, должна быть доведена до каждого структурного (производственного) подразделения. Причем зачастую требуется конкретизация по отдельным узлам, деталям, сборочным единицам.