Оборотный капитал – это средства, которые полностью расходуются и возобновляются с определенной цикличностью, с целью обеспечения операционной деятельности организации.
Управление оборотным капиталом предприятия
Управление оборотным капиталом современного предприятия представляет собой изменение структуры и величины оборотного капитала согласно установленным целями.
Постоянное движение оборотного капитала предприятия подразумевает возможность его функционирование одновременно в нескольких сферах:
- оборотные средства переходят из денежной в товарную форму, тем самым осуществляется приобретение различных предметов труда;
- оборотные средства поступают в производство, превращаясь в готовую продукцию;
- реализация готовой продукции покупателям приводит к переходу оборотных средств на данной стадии в денежную форму.
Среди методов управления оборотным капиталом современного предприятия: управление производственными фондами и запасом готовой продукции, управление дебиторской задолженностью, денежными активами и портфелем ценных бумаг. К методам управления оборотным капиталом относятся также и метод прямого счета. Метод прямого счета основан на расчете запасов в разрезе каждого элемента оборотных средств, учитывая все его изменения на техническом и организационном уровне. Компании, которые недавно появились на рынке, могут использовать метод прямого счета для уточнения потребности в оборотном капитале среди действующих компаний. Главным условием его применения становится тщательная проработка всех аспектов снабжения и плана производства предприятия. Особое значение придается устойчивым хозяйственным связям, поскольку гарантированность и периодичность снабжения влияют на расчет нормы запаса.
На степень эффективности управления оборотным капиталом влияют следующие факторы:
- объем и состав текущих активов, а также их ликвидность;
- соотношением заемных и собственных источников пополнения текущих активов;
- величина чистого оборотного капитала;
- соотношение постоянной и переменной части капитала.
Под политикой управления оборотными активами современного предприятия подразумевается система обоснованных мер, которые направлены на изменение величины или структуры оборотных активов.
Данную политику можно назвать элементом разрабатываемой финансовой политики, поскольку ее целью становится формирование достаточного состава и объема оборотных активов, рационализация и оптимизация источников их финансирования.
Потенциал наращивания эффективности управления оборотным капиталом связан со способностью организации внедрять мероприятия по сокращению издержек в сфере производства и обращения. Реализовать данный потенциал современное предприятие может только за счет решения задач, связанных с обеспечением платежеспособности, снабжением его доступным количеством при высокой рентабельности капитала.
Политика управления оборотным капиталом
Основная цель политики управления оборотным капиталом связана с обеспечением баланса рентабельности и ликвидности предприятия.
Решение относительно политики управления оборотным капиталом предприятия совместно вырабатывают руководители подразделений (финансовый директор, коммерческий директор, директор по производству и пр.), а утверждается оно генеральным директором. В зависимости от того, какой политики будет придерживаться предприятие по каждой категории активов (запасам, дебиторской задолженности, денежным средствам), будут определяться срок и объем продукции, поставляемой в рассрочку, размеры минимально допустимых остатков запасов и пр.
Целевой характер политики управления оборотным капиталом подразумевает постановку и реализацию конкретных целей современного предприятия. Каждый из целевых параметров предприятия – это мощное средство повышения эффективности управления оборотным капиталом на долгосрочную перспективу, контроля и координации, а также база для принятия управленческого решения на любой стадии хозяйственного процесса.
При разработке и реализации политики управления оборотным капиталом предприятие последовательно выполняет следующие этапы:
- Анализ оборотного капитала: динамика и структура оборотного капитала, расчет показателей эффективности использования оборотного капитала, анализ источников финансирования оборотного капитала, а также поиск факторов, влияющих на его изменение.
- Выбор варианта политики формирования оборотного капитала между консервативной, умеренной и компромиссной политикой управления оборотным капиталом.
- Оптимизация структуры оборотного капитал согласно критериям приемлемой ликвидности и рентабельности конкретного предприятия.
- Обеспечение достаточного уровня ликвидности и рентабельности оборотного капитала.
- Создание условий, которые позволили бы минимизировать потери в кругообороте оборотного капитала при его использования.
- Оптимизация структуры и состава источников пополнения оборотного капитала.
Тактика и стратегия управления оборотным капиталом предприятия должны обеспечивать компромисс риска потери ликвидности и высокой эффективности работы. Зачастую, это связано с решением задач:
- обеспечить платежеспособность - способность оплачивать выставленные счета, исполнять принятые на себя обязательства, предотвращать угрозу банкротства;
- обеспечить приемлемый объем, структуру и рентабельность активов.
Разные элементы оборотного капитала при этом неодинаково влияют на прибыльность предприятия. Для высокого уровня материальных запасов характерны значительные текущие расходы, а для поддержания широкого ассортимента готовой продукции необходимо увеличивать объемы реализации и доходов. Все решения, связанные с установление объема денежных средств, производственных запасов и дебиторской задолженности, должны быть обоснованы с точки зрения рентабельности конкретного вида активов, а также структурной оптимизации оборотного капитала в целом.
На практике, неверная политика управления оборотным капиталом современного предприятия может стать причиной серьёзных негативных финансовых явлений.