Фирма
Существует способ усиления вертикального разделения труда и использования сложных орудий производства БЕЗ увеличения количества независимых производителей промежуточных благ и количества рынков промежуточных благ.
Управление действиями нескольких "соседних" производителей можно поручить специальному Координатору, который возьмёт на себя функцию управления их действиями вместо рыночной системы. Этот Координатор будет наблюдать за изменением спроса и принимать решения об объеме выпуска продукта и его технических характеристиках на разных стадиях производственной цепочки, находящейся под его управлением. При этом все подчинённые ему производители будут заниматься только производством. Получая готовые распоряжения, они не будут терять время на самостоятельное исследование спроса, переговоры с поставщиками и покупателями, совершение сделок и контроль за выполнением их условий.
В нашем примере отдельный Координатор может корректировать действия всех производителей, занятых выделкой кожи, а отдельный Координатор может управлять действиями производителей различных "деталей" сапог. При этом возникнет следующая экономия на трансакционных затратах.
Рисунок 1.
По мере развития хозяйства фирмы будут постепенно возникать в каждой отрасли позволяя тем самым увеличивать специализацию в производстве всех благ и снижать средние затраты. В конце концов во всех отраслях будут действовать фирмы, а не отдельные ремесленники, и поэтому мы тоже будем в дальнейшем исследовать поведение фирм.
Появление управленческой организации под названием "фирма" требует решения ещё одной проблемы, которую мы рассмотрим в следующем параграфе.
Несрабатывание рыночного механизма
Давайте ещё раз разберём, как действует механизм ценовых сигналов (Невидимая рука) на примере одной технологической цепочки - производство сапог.
Предположим, что эта технологическая цепочка состоит из $4$ стадий, на каждой из которых действуют независимые производители. Скотоводы выращивают скот и продают шкуры на рынке шкур кожевникам, которые выделывают их и продают на рынке кожи сапожникам. А те делают из них сапоги и продают их торговцам. Последние, наконец, продают их населению. Итого в производственной цепочке существуют три рынка промежуточных благ и один рынок потребительского блага "сапоги".
Рисунок 2.
Как происходит настройка производства в этих отраслях? Откуда кожевники и скотоводы узнают, сколько шкур понадобится сапожникам? Откуда сапожники узнают, какое количество сапог им производить?
Конечно же, от конечных потребителей сапог. Население демонстрирует розничным торговцам своё желание купить это благо, предъявляя на него определённый спрос.
Розничные торговцы знают, какой спрос предъявляют потребители, и заказывают соответствующее количество сапог у сапожников. Сапожники запрашивают необходимое количество кожи у кожевников, а те в свою очередь предъявляют спрос на необходимое количество шкур. Скотоводам остаётся лишь произвести необходимое количество этого сырья, и равновесие на всех четырёх рынках будет достигнуто.
Что происходит, если потребители неожиданно увеличивают спрос на сапоги? Цена этого блага на розничном рынке вырастает. Розничные торговцы хотят продать больше сапог и предъявляют больший спрос на это благо, что приводит в свою очередь к повышению цены сапог на оптовом рынке. Точно так же сапожники предъявляют больший спрос на кожу, а кожевники = больший спрос на шкуры. Информация об изменении спроса (в виде ценового сигнала) проходит по производственной цепочке, и на каждой ее стадии производители узнают, КАК им нужно изменить производство. В этом и заключается действие рыночного механизма.
Но давайте подумаем, как эта цепочка будет действовать, если она немного вырастет = увеличится число независимых производителей, выполняющих отдельные операции.
В нашем примере может произойти выделение нескольких операций на стадиях изготовления кожи и сапог (профессии "кожевник" и "сапожник" могут распасться на несколько отдельных профессий ("раскройщик", "вырезальщик подметок", и т. д.). По мере обработки каждый производитель будет продавать обработанные "детали" исполнителю следующей операции, и поэтому появятся еще несколько рынков промежуточных благ.
Рисунок 3.
Такое разделение труда позволит снизить затраты производства сапог, и от этого выиграют конечные потребители. Но одновременно увеличится трудность достижения равновесия в такой отрасли. Почему?
У всех производителей возрастут трансакционные затраты = затраты на поиск партнера и совершение сделки. В данном случае трансакционные затраты состоят из следующих частей.
- Затраты на поиск партнера
- Затраты на согласование технических характеристик.
-
Затраты на совершение сделки.
-
Затраты на поиск партнера - продавца необходимого сырья или покупателя готового продукта. Поскольку в рыночном хозяйстве все производители действуют независимо, могут возникнуть серьезные трудности в поиске партнера при углублении вертикального разделения труда.
Предположим, что производитель, который раньше делал и голенище, и подметки, решает заняться производством только подметок. Возникает следующая проблема: КТО возьмет на себя обязанность делать голенища? По установившимся правилам игры все люди в хозяйстве действуют независимо друг от друга, и поэтому наш производитель должен "предъявить спрос" на подметки и ждать, пока появится другой производитель, который САМ увидит выгодность производства голенищ и САМ решит взять на себя обязанность этого производства. А ведь такой производитель может очень долго не появляться.
-
Затраты на согласование технических характеристик. Чем большее количество частей изделия производится разными людьми, тем больше времени эти люди должны потратить на согласование технических характеристик.
В нашем примере все производители подметок, голенищ и исполнители других операций по изготовлению сапог должны согласовать необходимые размеры и форму каждого изделия = иначе сшить готовые сапоги будет просто невозможно.
-
Затраты на совершение сделки. С появлением новых рынков увеличится количество операций по купле-продаже. Производителям отдельных деталей теперь придется их носить на рынок. Все "детали" будущего сапога, перед тем как стать готовым благом, будут несколько раз продаваться и покупаться. Чем больше независимых производителей, тем большее количество продаж и покупок придется совершить.
Все эти виды затрат вместе составляют общие трансакционные затраты, которые нужно осуществить всем производителям, прежде чем потребители смогут купить продукт их труда.
От чего зависит величина трансакционных затрат?
Во-первых, от скорости изменения спроса потребителей. Если бы спрос потребителей не изменялся, то через некоторое время все производители хозяйства пришли бы к искомому равновесию и трансакционные затраты практически исчезли. Но ведь в хозяйстве вкусы потребителей могут меняться, причем достаточно быстро!
Предположим, что в моду вошли сапоги с квадратными носками и низким верхом и потребители предъявляют большой спрос именно на такие сапоги. Когда об этом узнают производители, которые сшивают сапоги, они приходят на рынок подметок предъявить спрос на новые подметки и на новые голенища. Но ведь это не так легко сделать = нужно заново договориться о всех технических характеристиках, иначе новые подметки не подойдут к новым голенищам!
Во-вторых, чем более сложное благо производится, тем большая координация исполнителей отдельных операций требуется. Например, производство корабля, в ходе которого используется труд разных мастеров.