Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция, совершенная конкуренция

Конкуренция. Общие понятия и принципы

В современных условиях в деятельности каждой компании, направленной на максимизацию собственной прибыли и, как следствие, расширение масштабов охвата рынка, неизбежно наступает этап, когда конкуренция становится приоритетной стратегией.

Определение 1

В аспекте определенной отрасли хозяйственной деятельности организации относительно друг друга в стремлении занять на рынке лидирующую позицию выступают в роли конкурентов. Под конкуренцией, в том числе, и экономической, понимается соревнование агентов на рынке производства и реализации товаров и услуг. Цели конкуренции, хозяйственной и коммерческой деятельности организации в целом – это извлечение эффективной прибыли. Конкуренция является одним из важнейших и необходимых инструментов рыночного механизма, несмотря на то, что сами формы конкуренции не бывают одинаковыми на различных рынках и в отдельно взятых рыночных ситуациях.

Опираясь на исторические факты, до середины $XIX$ века экономике стран с промышленным развитием в большей степени была свойственна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось малыми размерами предприятий и большим кругом производителей. Начиная со второй половины века, значительная часть крупных предприятий захватывает большую долю рынков отдельных товаров и услуг, что, в свою очередь, приводит к появлению монополизма и, как следствие, несовершенной конкуренции. Конкуренцию можно назвать основополагающим механизмом современного рынка. Развитие конкурентной среды – одно из важнейших условий функционирования всей рыночной экономики.

Замечание 1

Впервые сама теория конкуренции была обобщена и сформулирована известным экономистом Адамом Смитом в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новаторская мысль этой теории заключается в том, что впервые были сделаны следующие выводы:

  1. Сформулировано само понятие конкуренции в виде соперничества, которое повышает цены, в условиях сокращения предложения, и уменьшает цены, в случаях избытка предложения;
  2. Установлен главный принцип конкуренции – «принцип невидимой руки», следуя которому, управляя марионетками – предпринимателями, «рука» заставит их действовать в соответствии с определенным «идеальным» планом развития экономики, таким образом, вытесняя фирмы, которые заняты производством невостребованной рынком продукции;
  3. Разработан теоретический, очень тонкий и достаточно гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает всю отраслевую норму прибыли.
«Конкуренция, совершенная конкуренция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Совершенная конкуренция

В наше время можно выделить четыре вида конкуренции:

  1. Совершенная конкуренция;
  2. Монополистическая конкуренция;
  3. Конкуренция в условиях олигополии;
  4. Чистая монополия.

Рынок чистой конкуренции состоит из огромного количества продавцов, которые, в той или иной степени, конкурируют друг с другом. Каждый из этих продавцов предлагает стандартную, однородную продукцию целой группе потребителей. Что касается объемов производства и предложения со стороны отдельных производителей, то они могут составлять лишь незначительную долю общего выпуска. Вследствие указанного, единичная организация не может оказывать существенное влияние на принятую на данный момент рыночную цену, и не может соглашаться на фиксированную стоимость в качестве конкретного параметра.

Участники рынка конкуренции имеют равные позиции, свободный доступ к информации, тем самым, имея представление о ценах, технологиях производства, своей перспективной прибыли и условиях её получения. С другой стороны, находятся покупатели, которые так же осведомлены о ценах и их изменениях. Необходимо отметить свободу входа и выхода на рынок: фактически любая фирма может начать производство определенного товара или покинуть рынок продукции и услуг. Все колебания цены могут быть достаточно резкими и интенсивными, но разница в цене – не результат действий продавцов, а скорее процесс взаимодействия спроса и предложения на определенном рынке.

Замечание 2

На практике чистая конкуренция является редким явлением. Нужно понимать, что существует ряд отраслевых рынков, которые в большей степени имеют структуру совершенной конкуренции (например, сельскохозяйственная деятельность). Такие рынки включают в себя большое количество независимых организаций, предлагающих один стандартизированный товар, цена на который будет определяться спросом и предложением.

При совершенной конкуренции максимальное извлечение прибыли конкурентной фирмы может быть исследовано методом сопоставления валового дохода с валовыми издержками, либо соотношения предельного дохода с предельными издержками. Компания будет максимизировать прибыль, вырабатывая такой объем продукции, при котором валовой доход превысит валовые издержки максимально. Убытки будут минимизированы воспроизводством, благодаря которому превышение валовых издержек над валовым доходом будет меньше, чем совокупные постоянные издержки.

Влияние конкуренции

Значение конкуренции в основах функционирования экономики выражается в том, что на данном этапе конкуренция является неотделимой частью рыночной среды и условием развития предпринимательской деятельности. В совокупности форм конкуренция, определяется как соперничество между некоторыми производителями и субъектами хозяйствования, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В проявлении новаторского отношения к процессу конкуренции стремительное развитие получило направление маркетинга, в системе которого организация, действующая на рынке, рассматривается не просто сама по себе, а учитывая все совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Консерваторы, оказывающие сопротивление всему новому, терпят ущерб ровно до той поры, пока не поменяют свое отношение веяниям времени. Искусственная конкуренция, и конкуренция в целом, по своей сущности влияет на эффективность, корректирует модель поведения, требует большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.

Замечание 3

Многие экономические эксперты сходятся во мнении, что подверженная ограничениям и исключениям чисто конкурентная экономика, приводит к эффективному использованию тех редких ресурсов общества, которые чаще всего оказываются в тени. В то же время, экономика конкурентных цен направлена на распределение ограниченных ресурсов, которые имеются в распоряжении общества, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей благами.

Рациональное использование ограниченных ресурсов требует выполнения, как минимум, двух условий: эффективности распределения ресурсов и общей производственной эффективности. Для достижения эффективности в распределении ресурсов, необходимо их разделение между отраслями и фирмами таким образом, чтобы в результате получился ассортимент продукции, наиболее востребованный потребителям. Эффективность распределения ресурсов может достигаться невозможностью изменения структуры совокупного объема производства. Производственная эффективность означает, что для каждого товара, включенного в состав оптимальной продукции, производство должно проходить наименее дорогостоящим способом. Следует отметить, что эти два условия реализуют себя в условиях чистой конкуренции, ведь всякая фирма будет стремиться к достижению своей производственной эффективности путем использования минимума ресурсов и оптимальной технологии. У фирмы формируются минимальные издержки, что соответствующим образом сказывается на цене продукции. В результате этого, фирма может произвести наибольшее количество товара, продать его и извлечь свою максимальную прибыль. Экономисты указывают на четыре фактора, которые могут препятствовать эффективному распределению ресурсов в конкурентной экономике:

  1. Отсутствие побудительных причин, по которым рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
  2. В распределении ресурсов, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод;
  3. Отрасль с чистой конкуренцией может препятствовать применению модернизированной техники, способствовать низкому темпу технического прогресса;
  4. Конкурентная система не обеспечивает нужного диапазона выбора продуктов и условий для разработки новых продуктов.
Дата последнего обновления статьи: 05.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot