Разработка бизнес-плана
В экономически развитых странах почти все инвестиционные проекты предлагаются в форме бизнес-планов. Бизнес-план разрабатываются почти всеми экономически активными предприятиями, различной формы собственности, начиная от коммерческих банков и заканчивая промышленными компаниями. Бизнес-план - это общеизвестный и принят средство обмена деловой информации. В нашей стране, к сожалению, еще многие предприниматели недооценивают или вовсе не понимают важность бизнес-планирования, и поэтому уделяют ему второстепенное место. Как свидетельствуют тенденции и динамика развития современного рыночного состояния - невозможно получить максимальных результатов в предпринимательской деятельности не планируя дальнейшего развития заранее. Но этот план не должен быть лишь формальностью, он должен быть разработан профессионалами и соответствовать действительности предприятия. Без детального бизнес-плана невозможно обойтись не только при выходе на новые рынки, но и на этапе создания нового бизнеса и продвижения нового товара или услуги на рынок, расширение бизнеса, а также в случае реорганизации предприятия и производств, осуществления инвестиционных проектов.
В настоящее время разработка бизнес-плана стала неотъемлемой частью культуры бизнеса. Действенность бизнес-планирования как инструмента обеспечения экономической безопасности предприятий во многом определяется его методологическим и методическим уровнем.
Разработке теории бизнес-планирования посвящено множество работ известных отечественных и зарубежных ученых, в том числе Горемыкина В.А., Идрисова А.Б., Кучеренко В.Р., Липсиц И.В., Лунева Н.Н., Макаревича Л. М., Марковой В.Д., Пелыха А.С., Покропивного С.Ф., Попова В.М., Уткина Э.А., Черняка В.З., Швыданенко Г.А. и др.
Рисунок 1.
Понятие бизнес-плана
Бизнес-план является кратким, точным, доступным и понятным описанием ожидаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения.
В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению (методика UNIDO). В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана, которая включает следующие разделы: титульный лист, резюме, анализ состояния дел в отрасли, суть проекта, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план, оценка рисков, приложения.
Анализируя бизнес процессы субъекта хозяйственной деятельности, преследуются следующие цели планирования:
- Внешние цели - обосновать необходимость привлечения инвестиций, убеждения потенциальных инвесторов в беспроигрышности инвестиционного проекта. С другой стороны, инвестор желает оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение отдачи и риска вклада, для того и изучается и анализируется бизнес-план инвестиционного проекта.
- Внутренние цели - понимание руководством рыночной среды и реального положения предприятия на рынке и проверка его знаний. А еще понимание администрации с инвестором стратегических целей, конкурентной среды, его слабых и сильных сторон.
Если учитывать приведенные цели, то бизнес-план разрабатывают в случаях:
- Получение государственного финансирования. Бизнес-план составляется при обосновании эффективности государственной поддержки при получении льгот, субсидий, регистрации как резиденты свободных экономических зон и т. д.
- Получение банковского кредита. Потому что бизнес-план входит в пакет необходимых документов для получения кредита, еще он должен отвечать требованиям оформления данного кредитного учреждения.
- Текущее планирование. На уже работающих предприятиях бизнес-план создается для достижения соответствующих стратегических, тактических направлений, тесно связанных с дальнейшим развитием функциональных или производственных подразделений, расширением предприятия. При стабильной работе предприятия бизнес-план можно направить на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. А за спадом производства что бывает во время экономического кризиса, бизнес-план план должен быть направлен на поиск новых рынков сбыта и расширения сбыта.
- Привлечение инвесторов. Это основная цель внешнего планирования. Разрабатывается инвестиционный меморандум и предоставляется инвесторам для принятия решения о финансировании, после чего данные бизнес-плана дорабатываются. Если инвестор иностранец, то бизнес-план разрабатывается на основании рекомендаций UNIDO (организация объединенных наций по промышленному развитию).
Бизнес-план имеет двух пользователей: внешних (инвесторы, партнеры, кредиторы) и внутренних (основатель и персонал предприятия, инициатор бизнес-идеи). Необходимо учесть и сбалансировать интересы всех сторон участвующих.
Структура бизнес-плана может меняться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, которая обуславливается:
- o размером предприятия;
- o характером проекта (расширение существующего или создания нового предприятия);
- o условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках).
Классификация бизнес-планов
Рисунок 2.
В развитых странах бизнес-план является нормой и элементом имиджа. Зарубежные партнеры наших отечественных предприятий, перед тем как подписать контракт просят ознакомиться с бизнес-планом, чтобы ознакомиться с направлением ее развития. Но наши бизнес-планы отличаются тем, что в них обосновывается отдельная бизнес-идея без учета общего финансового состояния (касается всех форм собственности).