Сущность финансовых методов и сферы их применения
Финансовые методы – это методы, применяемые в управлении субъектами хозяйствования в части финансового анализа, учета, планирования, кредитования, факторинга и лицензирования.
Финансовые методы применимы в любым экономическим агентам. Домашние хозяйства могут управлять собственными доходами и расходами, изменяя источники получения денег и выбирая наиболее актуальные статьи затрат. Управление предприятием представляет собой более сложный финансовый механизм, так как оно находится во взаимодействии с другими субъектами хозяйствования. Кроме того, на финансовое положение предприятия оказывают влияние внутренние факторы. Разработка плана и прогнозов относительно финансовой деятельности предприятия является непрерывным процессом, осуществляемым его руководством.
Финансовые методы могут применяться на макроэкономическом уровне для управления бюджетом, источниками его пополнения и расходования. Для управления финансами на этом уровне могут использоваться следующие финансовые рычаги:
Цены.
- Процентные ставки.
- Кредитование.
- Дивиденды.
- Дисконты.
- Налоговые ставки.
Финансовые методы анализа и планирования, а также управления и регулирования хозяйственной деятельности включают в себя методы: общеэкономические, прогнозно-аналитические, специальные.
С их помощью определяется текущее финансовое положение субъекта хозяйствования или экономической системы, осуществляется управление активами, обязательствами, проводится прогнозирование финансовых показателей. Влияние финансовых методов распространяется в нескольких направлениях. Они могут оказывать воздействие на использование финансовых ресурсов, а также влиять на рыночные коммерческие отношения, путем управления расходами.
Таким образом, финансовые методы являются инструментом аналитической работы, а также деятельности по планированию и управлению движением финансовых ресурсов субъекта хозяйствования или целой экономической системы с целью защиты их интересов, поддержания стабильности и независимости их функционирования.
Сущность понятия «стоимость компании»
Предприятие является основным звеном экономики. Оно может производить блага, продавать их, а также выступать в качестве потребителя. Совокупность предприятий национальной экономики образует ее реальный сектор. Именно здесь создаются блага, востребованные обществом. Реальный сектор является основным плательщиком налогов в государственный бюджет. В условиях рыночной экономики предприятию необходимо планировать и управлять своей финансовой независимостью с целью обеспечения длительного функционирования и сохранения конкурентоспособности.
Современный бизнес сам является товаром. Его можно купить или продать, а также вложить в него средства с целью получения доходов в будущем. Финансовая устойчивость предприятия позволяет ему устанавливать крепкие партнерские отношения, повышать лояльность покупателей, получать доступ к государственным заказам. Финансовым показателем состоятельности и платежеспособности предприятия является стоимость компании. При оценке стоимости бизнеса учитываются такие параметры его функционирования как:
- Ликвидность.
- Степень полезности бизнеса, величина приносимых доходов.
- Риски.
- Нематериальные активы и имидж компании.
- Перспективы экономического и финансового развития.
- Текущее финансовое положение компании, выраженное в оборачиваемости капитала, наличии денежных средств и так далее.
- Диверсификация.
- Уровень расходов на НИОКР.
- Квалификация сотрудников.
- Рентабельность.
Стоимость бизнеса обычно рассчитывается экспертом или независимой организацией, оказывающей подобные услуги. Использование независимой оценки повышает доверие к результату исследования не только со стороны владельцев бизнеса, но и со стороны кредитных организации, действующих и потенциальных контрагентов.
Роль финансовых методов в повышении стоимости компании
Стоимость компании и ее потенциал в увеличении доходов рассчитывается с помощью коэффициента капитализации. Несмотря на то, что сферы деятельности компании принято разделять на финансовую, инвестиционную и операционную, капитализация требует учета всех факторов, как внутреннего так и внешнего влияния. Эти сферы деятельности компании определяют источники формирования ее стоимости. Увеличение финансового потенциала осуществляется через управление финансами предприятия. Капитализация включает в себя мероприятия по формированию объема и структуры собственного капитала, управлению операционной деятельностью, обязательствами. Сюда относят формирование стоимости капитала, инвестирование, создание потенциала развития компании.
Финансовые методы увеличения стоимости зависят от специфики предприятия. Если оно переживает кризис, то методы должны быть направлены на снижение капитализации и формирование предпосылок для ее финансового роста. Здесь применятся методы снижения дебиторской задолженности, увеличение остатков на счетах, оптимизация товарно-материальных запасов с учетом потребностей спроса, пересмотр бюджетов подразделений.
Если предприятие находится в циклическом кризисе, то необходимо пересмотреть политику управления заемным капиталом, кредиторской задолженностью и финансовыми рисками. Нахождение компании в фазе экономического оживления требует управления прибылью для достижения превышения ее показателя над выручкой. В этот период активизируется инвестиционная и инновационная деятельность компании. Экономический подъем позволяет вкладывать средства в научные разработки, модернизацию, формировать финансовые резервы. Появляется возможность развивать интеллектуальный потенциал сотрудников, вкладываться и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Так же проводятся мероприятия по оптимизации структуры капитала и его стоимости.