Понятие экономики предприятия автомобильного транспорта
Экономика предприятия автомобильного транспорта – это совокупность методов для построения деятельности предприятия с ориентиром на экономический эффект.
Предприятия автомобильного транспорта представлены различными организациями, которые осуществляют услуги по перевозке автомобилем. В числе таких организаций могут быть:
- предприятия, обеспечивающие перевозку людей (маршрутные перевозки, экскурсионные перевозки, спецзаказы по перевозкам и т.д.);
- предприятия, обеспечивающие перевозку грузов частным клиентам или предприятиям.
Экономика таких предприятий строится с учетом специфических особенностей деятельности данных организаций.
Особенности построения экономики предприятий автомобильного транспорта
Предоставление услуг с помощью автомобильного транспорта – является ключевым отличием деятельности предприятия автомобильного транспорта. От этого необходимо отталкиваться при построении экономики предприятия.
Прежде всего, необходимо определить потребность в количестве и видах транспорта, который должен быть на предприятии. Так, производится расчет потребности на основании следующих данных:
- планируемое число заказов на определенный период деятельности организации;
- технические возможности обслуживания заказчиков;
- трудовые резервы предприятия для обслуживания заказов;
- виды услуг автомобильных перевозок.
При расчете потребности в единицах транспорта, необходимо также изучить внешнюю среду на предмет оценки конкуренции в данной отрасли.
Ценообразование на услуги перевозок. Данный элемент экономики предприятия необходимо проводить с частой периодичностью, так как ситуация на рынке услуг автомобильного транспорта нестабильна и цены необходимо держать в рамках средней цены по отрасли в конкретном регионе.
Расчет издержек на предоставляемые услуги. Данный элемент экономики предприятия автомобильного транспорта является очень важным, так как от величины издержек прямо зависит прибыльность предприятия. При расчете издержек на предоставляемые услуги, необходимо изучить состав и структуру таких издержек и классифицировать их на прямые и косвенные, а также на постоянные и переменные.
Постоянными издержками в данном случае – являются:
- расходы на содержание управления;
- расходы на страховку для автомобилей;
- расходы на амортизационные отчисления по износу автомобилей;
- расходы на поддержание технически исправного состояния автомобилей.
Переменными издержками являются:
- расходы на горюче-смазочные материалы;
- расходы на заработную плату водителей – если форма такой заработной платы сдельная и зависит от количества выполненных заказов или отработанных часов;
- расходы на заработную плату диспетчеров – если форма такой заработной платы сдельная и зависит от количества выполненных заказов или отработанных часов;
- прочие расходы, которые прямо связаны с количеством выполненных заказов.
Необходимо помнить, что при нормировании издержек на себестоимость реализуемых услуг нужно стремиться оптимизировать затраты. Причем снизить издержки нужно, прежде всего, постоянные, на которые не влияет объем выполненных заказов.
При анализе издержек, необходимо изучить рынок на предмет поиска более дешевого сырья. Например, в регионе куда направляется автомобиль –стоимость горюче-смазочных материалов существенно ниже и в таком случае, принимается решение, что основную часть ГСМ, водитель приобретет там.
Контроль использования ресурсов на предприятиях автомобильного транспорта представляет собой управление и контроль рационального использования всего имущества предприятия. Например, если по каким-то причинам – предприятие снизило обороты – необходимо правильно распорядится не используемыми автомобилями, или продать их, или предоставить в аренду.
Так, учитывая все аспекты деятельности предприятия автомобильного транспорта – строится экономика такого предприятия.