Экономика предприятий ЖД-транспорта - это совокупность общественных отношений по производству, распределению, обмену и потреблению продукции коммерческих организаций, которые ведут свою деятельность в сфере перевозок пассажиров и грузов при помощи инфраструктуры железных дорог.
Понятие железнодорожного транспорта
Экономика предприятий имеет множество направлений изучения хозяйственной деятельности. Эти направления в основном соответствуют тем отраслям, которые составляют современную экономику. В частности, можно выделить такое актуальное для нашей страны направление, как экономика предприятий железнодорожного (ЖД) транспорта.
Железнодорожный транспорт представляет собой универсальный вид транспорта, который включен в единый транспортный комплекс страны. Он состоит из транспорта общего пользования (т.е. магистралей) и необщего пользования (т.е. железнодорожных подъездных путей).
Железнодорожный транспорт является отдельной отраслью экономики, функционирует как сложная производственно-экономическая и социальная система, состоящая из взаимодействующих и конкурирующих между собой транспортных подсистем. Особенностью железнодорожного транспорта как сферы экономической деятельности является распространение на него единого режима государственного регулирования и контроля.
Объект и предмет экономики ЖД-транспорта
Объектом рассматриваемой нами дисциплины являет предприятие железнодорожного транспорта. Речь идет про юридическое лицо, коммерческую организацию, которая для того, чтобы получить прибыль, ведет свою деятельность в сфере железнодорожного транспорта. Обычно эта деятельность может приобрести одну из следующих форм:
- Перевозка грузов;
- Перевозка пассажиров (как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании);
- Деятельность инфраструктурного комплекса (например, вокзалов, станций и т.п.);
- Производство по ремонту объектов железнодорожного транспорта;
- Капитальное строительство объектов железнодорожного транспорта и т.п.
Предметное поле экономики предприятий железнодорожного транспорта преимущественно состоит из следующих групп общественных отношений:
- Организационно-экономические отношения, которые возникают и развиваются между предприятиями железнодорожного транспорта, их работниками, пассажирами (населением), хозяйствующими субъектами из других отраслей экономики;
- Производственные отношения и экономические интересы, которые возникают и развиваются между предприятиями железнодорожного транспорта, экономическими субъектами других видов транспорта и других отраслей экономики, регулирующими и контролирующими органами государственной власти;
- Производственные отношения и экономические интересы, которые возникают и развиваются внутри предприятий железнодорожного транспорта, т.е. между трудовыми коллективами, работниками, структурными подразделениями.
Перечисленные группы экономических отношений определяются действием объективных экономических законов, которые действуют во всех общественно-экономических формациях (например, закона стоимости, закона экономии времени, закона соответствия производственных отношений характеру развивающихся производительных сил и др.).
Исследования и практическая деятельность, которые имеют место в экономике предприятий железнодорожного транспорта, предполагают применение конкретных научных методов и приемов выбора решений. Например, широко используются методы экономического анализа, балансовый метод, методы системного подхода, экономико-математические методы, методы экспертных оценок и др.
Проблемы экономики предприятий ЖД-транспорта
Проблемы экономики предприятий железнодорожного транспорта исследуются для того, чтобы ответить на изменения современных рыночных условий. Результаты этих исследований оформляются в виде теорий, законов, концепций и т.д. Их предназначение состоит в инновационном развитии и интенсификации функционирования транспортного комплекса на базе научно-технического прогресса, а также в создании рациональной системы мотивации работников предприятий ЖД-транспорта на основе социально справедливой и экономически обоснованной оплаты труда (вопросы экономики труда, его научной организации и технического нормирования являются важнейшими составляющими экономики ЖД-транспорта).
Основополагающей проблемой экономики предприятий железнодорожного транспорта считается совершенствование экономического механизма управления транспортными компаниями и их подразделениями, службами, хозяйствами, линейными производственными структурами. При этом предусматривается переход преимущественно к экономическим методам руководства и управления, гибкое сочетание централизованных и децентрализованных форм управления.
В содержании экономики предприятий железнодорожного транспорта выделяются два основных направления ее функционирования. Первое направление условно называется общественным. Оно заключается в удовлетворении потребности в перевозках и транспортном обслуживании грузовладельцев и населения по объему (степени полноты), качеству и структуре. Второе направление является коммерческим (внутрихозяйственным). Оно заключается в организации экономически эффективной работы и развития предприятия.
Таким образом, экономика предприятий железнодорожного транспорта является практико-ориентированной научной дисциплиной, которая вырабатывает научные рекомендации по оптимизации деятельности коммерческих организаций в сфере перевозки пассажиров и грузов, обслуживания иных объектов железнодорожного транспорта. В бесперебойной и эффективной работе предприятий данной отрасли экономики заинтересованы все остальные хозяйствующие субъекты и члены общества.