Экономика и управление на предприятии – это научные дисциплины, которые занимаются изучением аналогичных сфер деятельности коммерческой организации.
Основы экономики предприятия
Предприятие – это один из субъектов, который принимает активное участие в функционировании экономической системы. Оно представляет из себя производственную и предпринимательскую единицу. Это означает, что предприятие, во-первых, занимается производством определенной продукции (изготовлением товаров, выполнение работ, оказанием услуг), а во-вторых, реализуется эту продукцию на рынке с одной единственной целью – получить прибыль.
Следовательно, деятельность предприятия по своему характеру является хозяйственной. Оно привлекает у домохозяйств, государства или других предприятий такие факторы производства, как:
- земля – природные ресурсы: вода, газ, древесина, нефть, уголь и др.;
- труд – наемные работники, которые готовы и способны выполнять определенные трудовые функции;
- капитал – финансовые средства и основные фонды: здания, сооружения, оборудование, транспорт, инвентарь и др.;
- предпринимательские способности – это собственники и руководители предприятия;
- информация – это любые сведения, которые могут быть полезны в процессах снабжения, производства и реализации.
За приобретение данных факторов производства или их получение во временное пользование предприятию приходиться осуществлять затраты – на выплату ренты, заработной платы, процентов и иных платежей. На первоначальном этапе средства на эти цели предоставляются либо учредителями предприятия, либо финансово-кредитными учреждениями.
Используя факторы производства, предприятия изготавливают определенную продукцию, которая способна удовлетворить потребности населения, государства, иных организаций, заграницы, и выходят на рынок для того, чтобы реализовать ее. В рыночных условиях действует конкуренция большого числа предприятий, которые производят аналогичную продукцию. Поэтому для того, чтобы получить наибольшую выручку от предприятий требуется предварительное проведение маркетинговых исследований и завоевание имеющегося спроса за счет более низкой цены, более высокого качества или инклюзивности (необычности, особой ценности) товара.
Вырученная выручка используется предприятием для покрытия затрат, связанных с привлечением и использованием факторов производства. Кроме того, необходимо уплачивать ряд обязательных платежей в бюджет государства (налоги, пошлины, сборы и т.п.). Если после данных операций останутся денежные средства, то они могут быть направлены на формирование резервных фондов (сбережение), на расширение воспроизводственного процесса на предприятии (потребление) или на вложение в иные сферы экономики (инвестирование).
Основы управления предприятием
Управление предприятием означает деятельность его учредителей, собственников, руководителей по оказанию воздействия на него и на осуществляемую им деятельность. Делается это для того, чтобы добиться определенных целей. В основном они сводятся к сохранению на прежнем уровне или повышению доходов, имущественного состояния, благосостояния, оборота (доли рынка), имиджа, а также к снижению расходов.
Предприятие выступает обобщенным объектом управления, однако фактически управляющие субъекты оказывают воздействие с целью изменения на его составляющие элементы. В частности, можно выделить следующие группы объектов:
- производственная структура предприятия;
- основные и оборотные фонды, капитал, доходы и прибыль предприятия (их формирование и использование);
- стратегия и планы хозяйственной деятельности предприятия (их разработка и реализация);
- издержки производства, себестоимость продукции, ценовая политика предприятия;
- финансовые ресурсы предприятия и предпринимательские риски;
- организация труда на предприятии (его подбор, наем, повышение производительности, оплата и др.);
- материально-техническое обеспечение производства: сырье, материалы, запасы (их формирование и использование);
- производственная инфраструктура и техническая подготовка производства;
- инновации, инвестиции, качество продукции;
- внешнеэкономическая деятельность предприятия;
- общие вопросы организации и управления на предприятии.
В отношении каждого из обозначенных объектов предприятие вырабатывает определенные нормативные требования и способы их реализации. Их совокупность называется политикой предприятия.
Нормативные требования формулируются предприятием исходя из принципов предпринимательской деятельности, из основных целей, объектов и сфер деятельности, а также из субъективных и объективных требований к ее организации. Так, на данный момент можно говорить, что основные принципы современной предпринимательской деятельности заключаются в следующем:
- четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
- отношение руководителей предприятия к его работникам на основе взаимоуважения и рассмотрения как главного производственного фактора;
- добросовестное отношение к окружающей среде (в первую очередь, к контрагентам, к обществу, к экологии);
- восприимчивость к научно-техническому прогрессу и его результатам в хозяйственной деятельности;
- готовность принимать на себя риски.
Управление предприятием должно осуществляться на системной основе. В связи с этим особое значение приобретает организационная структура предприятия – выделение в нем структурных подразделений, распределение полномочий и ответственности, выстраивание иерархических связей. Эти организационные моменты должны обеспечить согласованную работу всего персонала предприятия и достижение запланированного результата на основе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.