Теория предприятия
В аспекте экономической деятельности термин «предприятие» расшифровывается как производственное учреждение, мелкое или крупное, например завод, фабрика, производство и т.п. Предприятие является самостоятельной единицей, организационно обособленным субъектом, ведущим хозяйственную деятельность в какой-либо сфере или отрасли. Предприятие производит и реализует свою продукцию, выполняет определенные работы промышленного характера и/или оказывает какие-либо услуги. В плоскости организационно-правовой формы предприятие является юридическим лицом, обладающим собственной системой учета и отчетности, ведущим свою бухгалтерию и собственный счет/счета в кредитных организациях (банках). Также предприятие обладает своим собственным названием, товарной маркой и имеет печать организации, являющуюся средством индивидуализации предприятия (необходимо заметить, что одно предприятие может иметь несколько печатей).
В современной экономической теории до конца не сформирована единая теория предприятия, которая бы предоставляла возможность объяснить факторы и детерминанты (детерминанта – это фактор или элемент, который обуславливает какое-либо явление) его деятельности и, следовательно, разработать четкие нормативные рекомендации по улучшению состояния предприятия и его роли в социальной и экономической среде.
В теоретических исследованиях понятия «предприятие» значительных успехов добился Г.Б. Клейнер (известный российский экономист, доктор экономических наук), который представлял предприятие как сеть перекрестных внутренних и внешних ожиданий, что и определяет роль предприятия в экономике, в целом, и в процессах возникновения, распространения и функционирования институтов, в частности. В данной теории предприятие рассматривается не просто как собственность акционеров или владельцев долей, но как многофункциональный и разноструктурный субъект экономического пространства, взаимодействующий с другими субъектами, преследующий свои индивидуальные интересы, обладающий ответственностью за свои действия и имеющий определенные юридические права. Внутреннее содержание предприятия Г.Б. Клейнер рассматривает с точки зрения иерархически расположенных ментальных, культурных, институциональных структур, когнитивных механизмов, организационных и технологических особенностях, поведенческих стратегиях, опыта коммерческого функционирования. Все вышеперечисленное напрямую зависит от степени управляемости и скорости изменения. В реальности все эти структуры взаимодействуют между собой и порождают эффекты, для управления которыми необходимо применять стратегическое планирование, которое должно являться неотъемлемой внутренней функцией предприятия.
Схематически природу предприятия можно изобразить следующим образом (схема 1):
Рисунок 1. Природа предприятия
В вопросах оптимизации производственной деятельности предприятия, определения стратегии развития, прогнозирования будущих перспектив, ключевое место занимает исключительно руководитель предприятия.
Результаты деятельности предприятия
Парадигмой (парадигма – это совокупность методов, подходов и решений) оценки деятельности предприятия становится система экономических показателей, в том числе объем валовой прибыли, объем товарной продукции, количество реализованной продукции и в качестве конечной цели – объем извлекаемой прибыли. Прибыль является итогом превышения доходов предприятия над связанными с ними расходами. То есть прибыль – это совокупный доход от деятельности предприятия или результат всех манипуляций в деятельности предприятия за определенный период времени. Если углубиться в понятие прибыли, то прибыль бывает валовая, чистая, бухгалтерская, EBIT (прибыль до учета налогов и уплаты процентов) и EBITDA (прибыль без учета амортизационных отчислений, налогов и процентов). Приведенные показатели называются финансовыми результатами деятельности предприятия.
Еще одним результатам в цепочке деятельности предприятия становятся технические результаты.
Технические результаты – это совокупность количественных, качественных показателей выпускаемой продукции в установленный временной период. Во многом, потребительский спрос определяет количество продукции, необходимой для выпуска. Но спрос напрямую зависит от показателей цены и качества выпускаемой предприятием продукции. Под продукцией может подразумеваться любой результат производственной деятельности, как материальная продукция, энергия, интеллектуальная продукция, услуги, работы и технические системы. В целом, технические результаты показывают, в какой мере продукция/услуга предприятия удовлетворяет запросы и ожидания потребителей.
Работники, занятые в производстве, руководители и менеджерский эшелон, собственники предприятия в разной степени, но напрямую заинтересованы в финансовых результатах деятельности предприятия. Потому как от них зависит уровень получаемой заработной платы, размер дивидендов и прочие финансовые блага. Но помимо этого, в работе предприятия присутствует еще один критерий результата его деятельности. Это социальный результат – величина заработной платы, состояние условий труда, суммы отчислений на социальные нужды, степень воздействия на окружающую среду, размер отчислений в различные бюджеты. Соответственно, суммируя результаты деятельности предприятия графически можно изобразить следующую совокупность (схема 2):
Рисунок 2.
Эффективность деятельности предприятия
Эффективность деятельности предприятия с экономической точки зрения выражается в ряде совокупных основных показателей:
- рентабельность капитала (активов предприятия);
- оборачиваемость капитала;
- издержки (на 1 единицу реализованной продукции);
- рентабельность производства.
Соответственно, эффективность характеризуется повышением производительности, максимальным использованием производственных мощностей, рациональным потреблением сырьевых и материальных ресурсов и достижения максимальных результатов при минимальных затратах.
В оценке эффективности деятельности предприятия также используются критерии эффективности использования трудовых ресурсов:
- динамика роста производительности труда;
- объем прироста продукции за счет увеличения производительности труда;
- высвобождение рабочей силы (абсолютное и относительное);
- коэффициент использования полезного рабочего времени;
- трудоемкость единицы продукции;
- зарплатоемкость единицы продукции.
На эффективность работы предприятия могут воздействовать позитивные и негативные факторы. К позитивным относят факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, к негативные, соответственно, обратное воздействие. В среде влияющих на эффективную деятельность предприятия факторов также различают:
- факторы ресурсного обеспечения предприятия;
- факторы обеспечивающие запланированный уровень экономического и технического развития;
- факторы, влияющие на коммерческую эффективность производственной и хозяйственной деятельности предприятия.
Также для повышения эффективной деятельности предприятия задействуются его резервы, которые бывают внутренними и внешними. В практической деятельности обычно особое внимание уделяется внутренним резервам, в части трудовых ресурсов, основных фондов и материальной базы.