Диверсификация деятельности предприятия – это способ повышения эффективности производства и реализации продукции посредством освоения предприятием новых видов производств, переориентации рынков сбыта, расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Понятие, сущность и мотивы диверсификации деятельности предприятия
В современных условиях рыночной экономики одним из способов повышения конкурентоспособности предприятия на рынке и эффективности производства является диверсификация его деятельности. Термин «диверсификация» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «изменение», «разнообразие», «делать разным».
На данный момент диверсификацией могут назвать такие мероприятия предприятия, как освоение новых видов производств, переориентация рынков сбыта, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Диверсификацию деятельности предприятия стоит воспринимать как форму реализации корпоративной стратегии, которая направлена на достижение главной коммерческой цели – увеличение прибыли за счёт использования конкурентных преимуществ.
Следовательно, диверсификация – это долгосрочный процесс. Ее также можно рассматривать в качестве альтернативного варианта развития предприятия. Другим вариантом является специализация, которая предусматривает сосредоточение усилий предприятия на одном направлении хозяйственной деятельности.
Решение о диверсификации деятельности может быть принято руководством предприятия в силу действия следующих побудительных мотивов:
- Извлечение экономии за счет увеличенных масштабов производства;
- Снижение риска быть подверженным конъюнктурным колебаниям рынка из-за зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка;
- Трансферт информации, т.е. получение на одном рынке сведений, которые могут оказаться полезными в рамках основного профиля предприятия;
- Наличие / получение доступа к ресурсам и рынкам, которые относятся к другим сферам хозяйственной деятельности;
- Концентрация сбытового опыта, т.е. получение опыта по реализации продукции на разных отраслевых и региональных рынках;
- Результаты маркетинговых исследований, которые свидетельствуют о потенциальной возможности увеличить прибыль за счет организации производства на иных рынках;
- Возможность использования разнонаправленных компетенций высокопрофессионального персонала предприятия.
Разновидности диверсификации деятельности предприятия
Диверсификация деятельности предприятия делится на два типа — связанная и несвязанная.
Связанная диверсификация представляет собой вхождение предприятия в некую новую область хозяйственной деятельности, которая связана с уже существующими областями бизнеса. Несвязанная диверсификация означает освоение предприятием совершенно новой для себя области хозяйственной деятельности, которая не располагает очевидными связями с существующими сферами бизнеса. Несвязанная диверсификация еще может называться конгломератной или латеральной.
Связанная диверсификация, в свою очередь, делится на вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная диверсификация предполагает организацию производства продукции на следующей (прямая вертикальная диверсификация, когда предприятие фактически занимает место своих покупателей) либо на предыдущей (обратная вертикальная диверсификация, когда предприятие занимает место своих поставщиков) ступени производственного процесса / цепочки.
Горизонтальная диверсификация заключается в организации производства продукции на той же ступени производственной цепочки. В данном случае диверсификация может приобрести формы как расширения продукции (например, производитель компьютеров начнет производить телевизоры), так и географической экспансии (например, сеть магазинов из Костромской области решила открыть свои филиалы во Владимирской области).
Аспекты диверсификации деятельности предприятия
Как показывает мировая и отечественная практика, диверсификация деятельности предприятия осуществляется либо за счёт внутреннего роста (проведение диверсификации деятельности существующего предприятия за счет разработки новой нетрадиционной для него продукции, создания торговых предприятий), либо за счёт внешнего роста (диверсификация путём слияний и поглощений, формирования финансово-промышленных групп).
Успех того или иного пути диверсификации также определяется множеством субъективных факторов. Речь идет про готовность и желание менеджеров и коллектива предприятия к сотрудничеству с собственниками, про интересы иных субъектов, которые также желают установить контроль над данным предприятием в рамках стратегии внешнего роста и др.
При выборе новых сфер хозяйственной деятельности предприятия могут придерживаться одного из двух подходов. Первый подход – это метод проб и ошибок, который предусматривает сосредоточение внимания на конкретном приобретении и внесение изменений в случае необходимости. Второй подход – планомерный, который заключается в анализе перспектив развития отраслей и рынков, целенаправленном поиске партнеров, проведении тщательных проверок.
В настоящее время важнейшей проблемой диверсифицированных предприятий можно назвать построение корпоративной системы управления. В идеальном варианте она должна предусматривать делегирование широких полномочий руководителям структурных подразделений. Однако при этом необходимо сохранить контроль со стороны центрального руководства предприятия.
За центральным руководством должны оставаться полномочия по формированию бизнес-стратегий, по распределению ресурсов, по управлению корпоративным портфелем, по обеспечению координации между различными видами бизнеса, по осуществлению контроля за ними.