Понятие бизнес-плана
Бизнес-план – это формализованная последовательность операций, шагов, действий, проект поэтапного достижения определенной коммерческой цели.
Планирование лежит в основе любой экономической деятельности. Сегодня практически любой рынок является конкурентным. Даже крупным компаниям приходится соперничать с новичками на рынке, либо с иностранными предприятиями. Поэтому постоянный мониторинг изменений рынка, а так же анализ и корректировка действующего плана являются основой стабильной работы компании в долгосрочной перспективе. Бизнес-план обычно составляется для создания нового дела, либо для модернизации уже имеющихся объектов.
Бизнес-планирование позволяет:
- Определить стратегические цели.
- Выработать тактику.
- Определить альтернативные пути достижения результата.
- Сформировать оптимальную программу действий с учетом всех предстоящих расходов.
- Внести корректировки и доработки.
Бизнес-план, по сути, это экономическое обоснование определенных действий, направленных на достижение заранее обозначенного результата. Качество разработки бизнес-плана, его приближенность к реалиям текущей ситуации в стране, экономике, мире, позволяет привлечь большее число заинтересованных инвесторов. План может применяться и для получения займа в финансовых организациях.
Отличительными особенностями бизнес-планирования являются сосредоточенность на одной задаче. Они создаются высшим руководящим звеном, и обычно описывают принципиально новое направление в деятельности компании либо модернизируют какую-то часть действующего производства. Чтобы бизнес-планирование было эффективным важно учитывать и внешнюю информацию, к которой относят потенциал отраслевых рынков, политическую и экономическую обстановку в стране, возможные форс-мажоры и риски.
Принципы разработки бизнес-плана
Составлением бизнес-плана занимаются предприниматели, эксперты и консультанты, специально обученные менеджеры, аналитики. То есть бизнес-план может создаваться собственными силами, либо приглашенными экспертами. Среди принципов его разработки выделяют:
- Творческий подход.
- Применение программных средств.
- Построение альтернативных вариантов.
- Интерактивность.
- Наличие множества повторяющихся действий.
- Методологическая точность.
- Правильность и соответствие действительности.
- Идея первична.
- Комплексность.
Бизнес-план разрабатывается под определенную задачу. Если он необходим для привлечения инвесторов, то делается упор на одни элементы, а если нужен для оформления займа – на другие. Состав бизнес-плана должен быть логично изложен, быть доступным для восприятия, оставаться лаконичным, наглядным, привлекательным с рекламной точки зрения.
Структура бизнес-плана отталкивается от текущей маркетинговой информации. Он включает в себя описание продукта, анализ рынка, план сбыта и рекламы. Далее идет производственный план со всеми доходами и расходами, план организации внутренних процессов. Не менее важным считается правовое обоснование, а так же учет всех рисков и планирование страхования. Финансовое обоснование необходимо для демонстрации возможности достижения желаемого результата.
Методика разработки бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой дорожную карту, которая показывает в каком направлении двигаться для достижения желаемого итога. Существует множество методик его разработки, так как специфика компании определяет особенности подхода к планированию. Но все их объединяют в две группы. Одна группа бизнес-планов разрабатывается для того, чтобы привлечь инвесторов, а другая – для собственного пользования.
В случае форс-мажорных обстоятельств методика может сводиться к определению проблем и факторов риска, которые повлияли на формирование такой ситуации. Следующим шагом станет исследование собственного неуспеха или успеха. Далее на основе полученной информации разрабатывается план выхода из кризиса, проводится оформление последовательности шагов в документальной форме.
Бизнес-план состоит из определенных разделов:
- Краткое описание всего плана или резюме.
- Полное описание предлагаемого продукта.
- Исследование и анализ рынка, текущее положение компании на нем.
- Принципы управления кадрами в период изменений.
- Описание финансовых потоков.
Для удобства можно пользоваться типовой методикой. Она базируется на схемах и таблицах, позволяющих сфокусировать внимание на важных данных. Типовой бизнес-план включает в себя информацию, которая позволит понять специфику текущей ситуации предприятия и рынка, на котором оно работает. Он описывает основные организационные моменты, расходы и план планируемой прибыли. Одним из важнейших аспектов является определение точки безубыточности, то есть момента, когда предприятие выйдет в ноль, покрыв все свои расходы, и начнет окупаться. Источниками информации для разработки плана могут стать специализированные издания, новости, открытая информация о конкурентах. Внутри бизнес-плана создаются подпланы, каждый для своего направления.
Маркетинговый план описывает потенциального покупателя, возможность сбыта продукции, ожидаемую выручку, а так же принципы продвижения продукции на рынке. Самым объемным является производственный план, который описывает непосредственный процесс создания блага. Сюда относят техническое, технологическое описание, стандарты, требования и другое. Финансовый план подразумевает раскрытие информации о потребности в инвестициях, описание текущих расходов, планируемых доходов, а так же расчет срока окупаемости, рентабельности по направлениям, потенциальные риски проекта.
Таким образом, бизнес-план представляет собой большой проект, в котором задействуется информация о всех процессах предприятия. Он создается для получения финансовой поддержки либо для собственных нужд с целью структурирования информации. Разработка бизнес-плана может быть типовой, но обязательно должна учитывать специфику работы предприятия.