Понятие рентабельности и ее составляющие
Рыночная экономика всех стран набирает все большую силу в развитии своего потенциала. Вместе с этим набирает оборот и силу конкуренция, основанная на основных принципах регулирования производственной деятельности.
В наше время экономическая деятельность отдельного субъекта является переметом внимания большого круга участников экономических отношений заинтересованных в конечном результате.
Для того чтобы обеспечить функционирование предприятия в нынешних условиях, работникам управленческого звена необходимо, трезво оценивать экономическое состояние как своего предприятия так и конкурирующих предприятий. Анализ коммерческой деятельности предприятия – важнейший показатель экономического состояния предприятия. Конкуренцию предприятию может обеспечить только рациональное использование денежных средств и капитала, находящегося в распоряжении предприятия.
Рентабельность – это экономической показатель эффективности производства товара на предприятии.
Рентабельность объемно показывает уровень эффективности применения материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как соотношение прибыли к активам предприятия.
Увеличение рентабельности может быть получено как увеличение суммы прибыли, так и путем уменьшения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана получения прибыли, и повышение производственных фондов может привести к уменьшению уровня рентабельности. Потому что рентабельность – относительный показатель, его рост увеличение или уменьшение возможно и при различных соотношениях темпов изменения прибыли предприятия.
Основной целью любой предпринимательской деятельности заключается в достижении удовлетворительного экономического результата в виде показателя прибыли или рентабельности. Именно поэтому рентабельность выступает основным объектом и целью финансового состояния предприятия.
Показатели рентабельности можно разделить на определнные группы (Рис.1):
Основные показатели, которые можно использовать для анализа рентабельности предприятия:
- рентабельность капитала;
- рентабельность реализации;
- рентабельность производства.
Показатели рентабельности предприятия
Рентабельность совокупного капитала (RROL)рассчитывается таким образом:
$RROL = \frac{Прибыль \ от \ налогообложения}{Всего \ количество \ денег}$
Данный показатель в большей степени интересует инвесторов.
Для расчета рентабельности собственного капитала предприятия $RROE$ используют:
$RROE = \frac{Чистая \ прибыль}{Собственный \ капитал}$
Для анализа рентабельности реализации готовой продукции на основании выручки от продаж, рентабельность рассчитывается по некоторым видам продукции:
- валовая рентабельность проданного товара;
- чистая рентабельность проданного товара.
Расчет валовой рентабельности проданного товара $RGPM$ рассчитывается:
$RGPM = \frac{Валовая \ прибыль}{Выручка \ от \ продаж}$
Данный показатель показывает эффективность в работе и ценообразования предприятия.
Для расчета чистой рентабельности проданного товара (RNPM) используют:
$RNPM = \frac{Чистая \ прибыль}{Выручка \ от \ реализации}$
Рентабельность производства бывает:
- валовая рентабельность производства;
- чистая рентабельность производства.
Данные показатели отражают прибыль деятельности предприятия с каждого рубля, потраченного им на выпуск товара.
Для расчета валовой рентабельности $RПВ$ используется, такая формула:
$RПВ = \frac{Валовая \ прибыль}{Себестоимость \ готовой \ продукции}$
Данный показатель показывает, сколько рублей валовой прибыли на один рубль затрат.
Чистая рентабельность производства $RПЧ$, рассчитывается по такой формуле: $RПЧ = \frac{Чистая \ прибыль}{Себестоимость \ продукции}$
Данный показатель показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на один рубль проданного товара.
Данные показатели рентабельности позволяют проанализировать, какая прибыль будет получена субъектом предпринимательской деятельности, на каждую единицу (рубль) денежных средств.