Конкурентная стратегия
Конкурентная стратегия – это план действий в условиях соперничества с однородными компаниями, направленный на получение большей выгоды.
Конкуренция является чертой рыночной экономики. Она возникает из-за того, что каждый субъект действует в собственных интересах. В какой-то точке эти интересы пересекаются, и экономические агенты вступают в соперничество друг с другом. Противоборство оказывается разрушительным для одних компаний, а у других усиливает их положение на рынке. Чтобы выдержать конкуренцию, предприятия используют различные методики, которые закрепляют в своих стратегических и тактических планах.
Стратегия определяет долгосрочные цели. Все действия подстраиваются под стратегию. Она выступает в качестве основной линии поведения, под которую подстраиваются все подразделения компании и элементы функционирования.
Впервые термин «конкурентная стратегия» использовал Майкл Портер в середине 70-х годов прошлого века. Задача стратегии – создать такое конкурентное преимущество, которое обеспечит компании долгосрочные преимущества, а значит, стабильную прибыль. Сегодня конкурентные преимущества определяются разницей между доходами и расходами. Предприниматели стремятся сократить расходы с целью увеличения доходной части. Это достигается за счет разных технологий и инструментов. В стратегии указываются масштабы, на которые ориентируется фирма. Это может быть отдельный сегмент или массовый рынок.
Природа конкурентной стратегии заключается в том, что она подготавливает действия для достижения предпринимательских целей. Участники рынка создают механизмы, позволяющие устойчиво взаимодействовать с конкурентами и другими экономическими агентами, прямо или косвенно влияющими на результаты.
Анализ конкурентной стратегии предприятия
Управление компании всегда опирается на стратегические планы. Анализ конкурентной стратегии предполагает исследования ее целей. Целями могут быть:
- Поиск и выявление конкурентов в долгосрочной перспективе.
- Определение значимых конкурентных преимуществ.
- Выявление стратегически важных аспектов бизнеса.
- Формирование целевых установок для осуществления последовательных действий.
Далее руководство определяет стратегические позиции на рынке, выделяют главные стратегии и механизмы участия, определяют характер взаимодействия сторон. Инструментами организации данного направления являются планирование стратегий, создание организационных предпосылок, обеспечение стимулов внедрения разработанных планов и осуществление стратегического контроля.
Руководство предприятия обычно вырабатывает несколько альтернативных стратегий, из которых впоследствии выбираются наиболее подходящие и в результате утверждается единственно подходящая стратегия. В маркетинге могут использоваться экспансионистская стратегия, инновационная, коммерческая стратегии, стратегия диверсификации и стратегия партизанской войны. Портер предлагал стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, рыночной ниши. Стратегии могут тестироваться на их пригодность с опорой на исследование рынка и конкурентов. Маркетинговым отделом применяются различные технологии оценки, например, SWOT-анализ, позволяющие сопоставлять собственные преимущества и недостатки с конкурентными.
В рамках маркетинговой стратегии оцениваются продуктовая или товарная политика, цены, особенности организации сбыта и рыночного продвижения. Анализ позволяет выявить наиболее подходящую стратегию, актуализировать используемые данные, снизить степень неопределенности при принятии решения о выборе стратегии.
Разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия
Конкуренция по цене долгое время была действенным инструментом влияния на рынок. Сегодня предприятия отдают предпочтение неценовым методам конкурентной борьбы. Это связано с тем, что рынок стал насыщенным разными однородными товарами и услугами, в результате чего компаниям приходится искать отличительные черты своего продукта, усиливать дополнительный или послепродажный сервис.
Анализ конкурентной стратегии дает представление о сбытовой деятельности, продажах, размере заказа, объеме продаж, также исследуются доходы и расходы по статьям. В результате у руководства формируется представление о слабых и сильных сторонах компании. Сильные стороны дорабатываются и обеспечивают влияние на всю деятельность компании. Слабые стороны нивелируются с помощью различных инструментов.
Задача маркетинга – организация такой сбытовой деятельности, которая позволит выполнять план по продажам и выручке. Для этого ставится цель, определяются факторы влияния, выбираются каналы сбыта, стратегия продаж, посредники, устанавливаются взаимоотношения с разными участниками и определяется система контроля качества.
Повышение конкурентоспособности зачастую связано со снижением расходов и увеличением доходов предприятия. Снижение издержек обеспечивается за счет инновационной деятельности, оптимизации текущих расходов, установления долгосрочных отношений с поставщиками. Расширение рынков сбыта осуществляется за счет занятия лидерского положения, создания конкурентных преимуществ товара, которых нет у конкурирующих фирм, выход на неосвоенные рынки, диверсификация производства, расширение ассортимента и другое. Лидерами становятся те компании, которые не только дорабатывают продукт, но и постоянно отслеживают потребности покупателей и их интерес.
Таким образом, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров может достигаться за счет следующих элементов:
- Обеспечение товару выгодной позиции на рынке.
- Поиск новых методов использования товара.
- Своевременная оптимизация ассортимента.
- Поиск новых рынков сбыта.
- Выпуск эффективных модификаций товара.
- Совершенствование каналов сбыта.
Конкуренция представляет собой метод контроля, который обходится обществу дешевле всего. Этот контроль является важной силой, так как постоянно толкает производителя на сокращение издержек и улучшение показателей качества и обслуживания. В результате растет объем сбыта, стабилизируется экономическое и финансовое положение компании.