ВВП И ВНП
ВВП и ВНП – валовый внутренний продукт и валовый национальный продукт в расчете на душу населения являются показателями социально-экономического развития любого государства. Рассчитываются эти показатели по паритету покупательской способности. Напомним, что валовый внутренний продукт представляет собой объем стоимости конечной продукции (товаров и услуг), произведенных за конкретный период времени (обычно за отчетный период берется год, но достаточно часто, в качестве промежуточных результатов расчет ВВП производится за полгода, квартал, месяц). ВВП – это совокупная продукция, выпущенная как национальным производителем, так и зарубежным, но только в пределах государства. ВНП является сходным показателем и представляет собой совокупный объем произведенной за отчетный период продукции (товаров и услуг), но его главным от ВВП отличием является, что указанная продукция производится только национальным производителем, предприятием, территориально как в пределах государства, так и за рубежом.
ВВП и ВНП на душу населения рассчитывается по паритету покупательской способности (ППС). Паритет покупательской способности – это соотношение между национальными валютами по их покупательской способности. Этот термин означает, что учитывается уровень цен в определенном государстве (стране) на определенный набор потребительских товаров и услуг. Различную покупательскую способность национальной валюты, можно обозначить как обратную величину совокупному уровню цен в государстве. Соответственно, при условии, что за основу уровня цен берется общая стоимость покупательской корзины, то можно сделать вывод, что покупательская способность единицы национальной валюты – это величина, обратная стоимости «потребительской корзины». Например, если в 2015 году стоимость потребительской корзины составила:
- Для взрослых – 6300 рублей;
- Для пенсионеров – 5400 рублей;
- Для детей – 6400 рублей.
Следовательно, покупательская способность российского рубля составляет величину 1/6033 = 0,0001. Показатель 6033 получен как среднее арифметическое число – (6300 + 6400 + 5400) / 3. Естественно, что в разных государствах мира – разный уровень потребительской корзины. К примеру, во Франции, в среднем сумма составляет в пересчете на российские рубли: 57700 рублей, по текущему курсу евро (начало марта 2016) это примерно 740 евро, соответственно, 1/740 = 0,0014. Исходя из приведенных расчетов, можно сделать простой вывод, что покупательная способность 1 рубля ниже, чем покупательная способность 1 евро.
Следует помнить, что в состав «потребительской корзины», в первую очередь, входит определенный набор продовольственных товаров. Затем непродовольственные товары (одежда, обувь, белье, лекарственные препараты) и третья часть потребительской корзины состоит из услуг (коммунальные услуги, расходы на транспорт, траты на культурные мероприятия и т.п.).
Собственно, доход на душу населения – это экономический показатель, указывающий среднестатистический доход на одного отдельно взятого гражданина государства и определяющий уровень благосостояния страны.
Метод расчета ВВП на душу населения
Напомним, что показатель ВВП может рассчитываться тремя методами:
- Метод расчета по валовой добавленной стоимости;
- Метод расчета по доходам;
- Метод расчета по расходам.
Показатель ВВП на душу населения – это макроэкономический показатель, который с высокой степенью точности отражает уровень жизни народонаселения государства. В принципе, рассчитать ВВП на душу населения достаточно просто, ведь для этого всего лишь необходимо знать общий показатель ВВП государства и численность населения, и соответсвенно, нужно разделить общий ВВП на общую численность: ВВПдн = ВВП / ОЧ.
Таким образом, получается показатель в стоимостном выражении, характеризующий количество продукции (товаров и услуг), произведенных в ходе экономической деятельности страны за определенный период времени и приходящийся, в среднем, на одного жителя этой страны. При этом следует помнить, что показатель ВВП на душу населения не является идеальным критерием уровня благосостояния государства и его граждан, как и многие другие макроэкономические показатели. Существует масса причин, по которым ВВП на душу населения является косвенным измерителем материального уровня жизни как элемента человеческого развития. Вот несколько наиболее типичных из этих причин: ВВП на душу населения составляет, по сути, меру производительности труда, которая зачастую не совпадает со среднедушевым доходом в государстве и значительно отдаленную от показателя дохода среднестатистического домохозяйства.
Реальный годовой доход домохозяйства, практически всегда, не показывает объективную степень его благосостояния, которое может зависеть как от уже сформированной (накопленной) собственности, так и зависеть от текущего состояния доходности. На благосостояние, в значительной мере, может влиять индивидуальный образ жизни, география местожительства и т.п.
Значительным недостатком показателя среднедушевого ВВП является фактор, что по мере возрастания благосостояния, каждая его единица приносит все меньше ценности, с точки зрения человеческого развития. Конечно, что этот недостаток можно считать абстрактным, но можно предположить, что в пределе люди не нуждаются в бесконечно высоком уровне дохода для обеспечения «достойного уровня жизни».
ВНП на душу населения
ВНП – это валовый национальный продукт. ВНП на душу населения – это показатель, определяющий отношение валового национального продукта к численности населения государства. Показатель ВНП на душу населения является величиной приблизительной, указывающей на уровень благосостояния населения того или иного государства. ВНП рассчитывается тремя способами:
- Методом добавленной стоимости;
- Методом доходов;
- Методом расходов.
Показатели ВНП колеблются в связи с постоянной динамикой в объемах производства валового национального продукта. При условии, что объем среднедушевого ВНП возрастает, это может характеризовать повышение уровня жизни населения страны. Отрицательная динамика ВНП свидетельствует об экономическом кризисе. Соответсвенно, при сравнении среднедушевого ВНП разных лет, можно определить, в каком году уровень жизни населения страны был выше. При сравнении этих показателей в различные годы, необходимо учитывать, что ВНП измеряется в денежном выражении (в национальной валюте – рублях, долларах и т.д.), которые в различные годы имеют различную покупательскую способность в процессе колебания цен. Поэтому, если, например, ВНП в определенные годы составлял 1000 денежных единиц и в этот год уровень цен вырос, то по факту, уровень жизни понизился, потому что на ту же сумму в конце периода можно было приобрести меньший объем благ, чем в его начале. Поэтому в практике используют такие понятия, как номинальный и реальный ВНП.
Номинальный ВНП определяет объем производства в текущем периоде, выраженный в ценах этого же (текущего) периода, а реальный ВНП показывает объем производства в данном периоде, но определяется ценами базового периода, например, предыдущего года. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называется дефлятором* ВНП.
- Дефлятор – это индекс (коэффициент) перевода экономических показателей, рассчитываемый в текущих ценах. Например, средняя заработная плата в России в 2014 году (по данным Росстата России) составляла 32611 рублей, а в 2015 году – 31325 рублей. По средним показателям статистики, цены за этот период выросли приблизительно в 1,5 раза, что и будет являться индексом роста. Чтобы выразить заработную плату 2015 года в ценах 2014, ее необходимо разделить на дефлятор (1,5). Следовательно, в ценах 2014 года размер заработной платы 2015 года составит приблизительно 20883 рубля.