Понятие внешнеэкономической деятельности и политики
Внедрение рыночной модели экономики в различных странах способствовало развитию международных экономических связей между государствами. Глобализация всех хозяйственных процессов привела к стиранию границ. Торговля и другие экономические связи сейчас не зависят от территориального расположения их субъектов.
Внешняя экономика – это хозяйственные связи, которые обеспечивают распределение, обмен и потребление экономических благ между государствами.
Доходы от внешнеэкономической деятельности составляют ощутимую долю в прибылях, получаемых государством за определенный период.
Элементами внешнеэкономической деятельности можно назвать:
- торговлю товарами и услугами на внешних рынках;
- взаимоотношения в сфере кредитно – денежных отношений;
- свободные экономические зоны;
- научно – техническое сотрудничество с другими государствами;
- миграцию трудовой силы;
- движение капитальных средств между странами.
Государство оказывает влияние на внешнюю торговлю через внешнеэкономическую политику. Как правило, она представляет собой международное взаимоотношение государств с целью регулирования и развития хозяйственных отношений. Результативность международных экономических отношений отражает платежный баланс, в котором показываются все операции внутренних субъектов страны с иностранным контрагентами.
Внешнеэкономический политический курс связан с внутренним политическим направлением. Внутри государства формируются рычаги воздействия на внешнюю экономику. Например, соотношение общемировых и внутренних цен, развитость внутреннего производства, способность конкурировать с экономическими благами, производимыми другими странами. Сюда же можно отнести непосредственные политические решения государственного аппарата, такие как, введение лицензии на импорт или экспорт, регулирование таможенного режима, осуществление контроля за движением валютных средств и так далее.
Внешнеэкономическая политическая деятельности базируется на следующих принципах:
- создание долгосрочных внешнеэкономических отношений;
- мероприятия по защите интересов отечественного производства;
- предоставление благоприятной среды для экспортно – импортных операций;
- учет внешнеэкономических интересов страны во внутреннем политическом курсе.
Виды внешнеэкономической политики и ее цели
В ходе исторического развития международных экономических отношений сложилось два основных вида политического курса во внешнеэкономической деятельности. Сюда относят протекционизм и фритредерство.
Политика протекционизма своим приоритетом выбирает защиту отечественного производства. Основной ее целью является стимулирование внутреннего предпринимательства и ограничение влияния импортных товаров, услуг и технологий. Эта цель достигается путем повышения налоговых ставок и таможенных пошлин на ввоз импортной продукции, при этом на экспортируемые товары налоги и таможенные сборы могут быть отменены. Такой подход позволяет повлиять на торговый баланс, стимулировать развитие новых отраслей, защищать внутренний рынок от падения цен, поддерживать внутреннее производство.
Фритредерство заключается в поддержании свободной торговли. В данном случае страна рассчитывает на конкурентность экспортируемых товаров. Здесь государство не вмешивается во внешнюю торговлю, что дает свободу предпринимателям в их действиях и развитии.
Такой подход ведет к снижению роли государства на внутреннем рынке, стимулирует деятельность производства, влияет на ассортимент благ, ценообразование происходит под влиянием рыночных факторов.
Сейчас многие государства используют смешанную модель внешнеэкономической политики, сочетающей в себе принципы свободной торговли и протекционизма. В более широком понимании цели внешнеэкономической политики можно обозначить следующим образом:
- эффективная защита внутреннего производителя;
- обеспечение равных прав и возможностей своим производителям в отношении иностранных;
- формирование доступности выхода на внешние рынки;
- обеспечение финансовой, информационной, политической государственной поддержки;
- формирование благоприятных и долгосрочных экономических отношений с другими странами;
- контроль и ликвидация ограничений и экономических барьеров.
Инструменты внешнеэкономической политики
Как уже было обозначено выше внутренний политический курс неразрывно связан с внешнеэкономической политикой. Государство может оказывать влияние на экономическую систему страны через денежную и бюджетную политику, так же может применять инструменты, используемые во внешнеэкономической деятельности. Условно их можно разделить на управление курсом валют, торговой политикой, внешним долгом. Рассмотрим каждый из них.
Относительно валютного курса государство выбирает определенную стратегию, в зависимости от поставленных целей. Может применяться фиксированный курс, с другой стороны курс могут отпустить с целью саморегуляции в экономической системе страны. Фиксация курса позволяет упростить внешнеэкономические отношения, повысить уровень движения капитала, а значит и уровень доверия к стране. Однако, привязка к национальной валюты к одной из иностранных валют может затруднить регулирование макроэкономических показателей, поэтому на практике часто привязку делают к корзине основных валют, используемых во внешней торговле.
Плавающий валютный курс быстрее адаптируется к макроэкономическим показателям страны. При этом очень сложно рассчитать его будущие колебания, что в некотором роде усложняет регулирующую функцию государства.
Инструменты, оказывающие влияние на внешнюю торговую деятельность, используются для стимулирования экономического роста и участия страны в международном разделении труда.
Здесь применяются тарифные и нетарифные ограничения. Под тарифными ограничениями понимается регулирование внешней торговли через таможенные пошлины и тарифы. Чтобы приблизиться к модели свободной торговли пошлины на экспорт обычно отменяют, а процедуру декларирования импорта стараются облегчить.
Нетарифное ограничение подразумевает применение количественных, скрытных и финансовых инструментов. Однако, постепенная ликвидация нетарифного регулирования будет способствовать либерализации и развитию внешней торговли.
Под управлением внешним долгом понимается поддержание определенного его уровня, не влияющего на экономический рост страны. Со стороны государства могут вводиться пороговые значения, которые нельзя превышать. Так же может лимитироваться процент по обслуживанию долга к доходам от экспорта. Государство поддерживает определенную структуру внешнего долга, способную минимизировать его негативное воздействие на экономическое развитие страны.