Понятие и цели налогово-бюджетной политики
Бюджетно-налоговая политика является составной частью финансового политического курса. На первоначальных этапах считалось, что она влияет на производственный объем, а так же распределение созданной продукции и услуг между хозяйствующими субъектами. В ее функции входило формирование налогообложение реального сектора и населения. Кейнсианское учение показало, что фискальная политика воздействует и на краткосрочные процессы в макроэкономической структуре. Под ее влиянием может увеличиваться или уменьшаться объем производства. Кроме того, она влияет на уровень занятости и инфляции в краткосрочном периоде.
Денежная масса, управляемая государственным аппаратом, называется бюджетом страны. Его величина во многом определяет благосостояние населения и успешность развития экономики. Доходы бюджета формируются через налоговые поступления, они обеспечивают потребности государственного аппарата. Бюджетные расходы применяются для решения общественных потребностей и социальных проблем.
Фискальная политика государства направлена на сбор и накопление необходимой денежной массы, которая позволит распределить и применить ее в зависимости от текущих целей и задач, а так же в моменты кризисных ситуаций и экономического спада.
Среди основных целей бюджетно-налоговой политики стоит выделить:
- создание таких макроэкономических условий, которые будут способствовать экономическому подъему;
- обеспечение в кризисных условиях помощи населению при безработице, повышение занятости;
- сдерживание и управление инфляцией, обеспечение стабильности цен.
Реализация глобальных целей происходит через определение и проработку определенных задач, среди которых можно выделить:
- государственный контроль и надзор за исполнением соответствующих закон и норм;
- своевременные выплаты по обязательствам бюджета;
- регулирование дефицита государственной казны и величины долга;
- организация высокой степени собираемости налогов;
- влияние на рост ВВП.
Формы налогово-бюджетной политики
Существует две основные формы фискальной политики государства, которые используются для стимулирования или сдерживания экономических изменений в хозяйственной системе. Первая форма называется дискреционной политикой. Ее суть заключается в прямом воздействии на бюджетное и налоговое регулирование, через принятие управленческих правительственных решений и их последующей реализации. Обычно, они направлены на регулирование производственных объемов выпуска, а так же уровень безработицы и скорость темпов инфляции.
Одним из способов управления является увеличение расходов бюджета. То есть, государство инвестирует в экономику через предоставление трансфертов и субсидий, а так же увеличение числа государственных закупок. Такой подход используется для стимулирования определенных экономических процессов и роста макроэкономических показателей. Расходы бюджета ведут к формированию дефицита. Однако, такие меры необходимы в кризисные времена, либо в периоды экономического спада.
Еще один метод управления экономикой реализуется через снижение налоговых ставок. При этом расходы бюджета остаются прежними. Этот подход так же улучшает показатели деловой активности и спроса, но не столь эффективно, как увеличение государственных расходов. Дискреционные методы используются для ликвидации циклических экономических процессов.
Автоматическая регуляция процессов достигается за счет встроенных экономических стабилизаторов. То есть, происходит саморегулирование экономики, а значит, при подъеме увеличиваются поступления в бюджет, при спаде происходит обратная тенденция. Налоговая система и объем трансфертных платежей находят оптимальный баланс.
Две формы государственного воздействия на бюджет используются для стимулирования, либо сдерживания экономики. Стимулирование процессов необходимо в периоды кризисов и экономических спадов. Для этого государство старается повысить уровень совокупного спроса. Со стороны государства происходят дополнительные финансовые вливания в экономику, снижаются налоги. Все это приводит к росту личных доходов, высвобождению денежных средств, которые могут быть использованы при покупке экономических благ и их производстве.
Если же наблюдается экономический рост, при котором растут объемы кредитования. Фиктивного капитала становится все больше, то используют политику сдерживания. Она направлена на увеличение налогового бремени, с целью уменьшения спроса и предложения, а значит, снижения вероятности развития инфляции.
Развитие бюджетно-налоговой политики
Наиболее эффективными методами воздействия на экономику в период кризисов являются методы налогового регулирования. Государственная власть должна стремиться к использованию таких инструментов, которые буду целесообразны при любом состоянии экономики. То есть, эти инструменты могут быть действенны и в период экономического роста. Важным свойством необходимых мер является их стабилизационное воздействие на налоговую систему в целом.
Выделим наиболее эффективные методы:
- Увеличение суммы не облагаемого налогом минимума. Такая мера позволит повысить лояльность населения к налоговой системе, а так же простимулировать представителей реального сектора экономики к ответственному сотрудничеству с государством.
- Реализация минимума, не облагаемого налогом, для социальных сборов. Кроме того, снижение ставки налога для любых доходов населения, приближенных к минимальному размеру оплаты труда.
- Увеличение прав региональных налоговых институтов в управлении ставками по транспортному налогу.
- Введение единой ставки налога на добавленную стоимость позволит упростить административные процедуры. При этом сложности социально незащищенных слоев населения, чьи расходы повысятся, призывают покрывать за счет государственных трансфертных платежей.
- Оптимизация норм расчета налога на прибыль, переход на выплаты в раз год. Кроме того, необходимо снизить налоговое бремя бюджетных и некоммерческих организаций.
- Стимулирование развития малого бизнеса через сдерживание налогового бремени.
Бюджетно-налоговая политика является эффективным инструментом управления экономическими процессами в зависимости от целей и задач, стоящих перед государственной властью на текущий момент.