Бюджет
Бюджет - это система поступления, накопления и распределения средств, часть которых идет на оплату функционирования государства, а другая часть на решение социально-экономических проблем общества.
Роль бюджета заключается в формировании финансовой основы, обеспечивающей нормальное функционирование государственных органов. Бюджет может быть не только государственным, а принадлежать предприятию или отдельному домашнему хозяйству. Задача любого субъекта заключается в том, чтобы поддерживать нормальный баланс бюджета, когда расходы не превышают доходы.
В случае, если доходы превышают расходы, то говорят о бюджетном профиците. Высокий уровень расходов свидетельствует о том, что государству необходимо вводить меры по сокращению расходов. Эта процедура называется секвестр.
Государственный бюджет представляет собой документ, который описывает текущее состояние государственной казны с учетом всех стоимостных и натуральных показателей. Основными видами бюджета являются:
- Функциональный.
- Бюджет центра финансовой ответственности.
- Управленческий.
Бюджет может составляться снизу-вверх, то есть данные собираются нижними органами власти и консолидируются выше. Бюджет «сверху-вниз» предполагает, что руководство обладает достаточными знаниями для прогнозирования планируемого периода. По длительности выделяют краткосрочные и долгосрочные бюджеты, они могут быть постатейными, с временным периодом, статичные и гибкие, приростные и с нулевым уровнем. Бюджеты могут быть частными и генеральными.
Существует два подхода к управлению бюджетом. Первый подход основывается на математических моделях. С помощью финансовых расчетов строятся прогнозы на будущее. Второй подход опирается на данные, поступающие из реального сектора.
Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит – это состояние бюджета страны, при котором расходы превышают доходы.
Задача государственной власти заключается в обеспечении сбалансированности бюджета. В зависимости от влияния различных факторов возникают ситуации, при которых доходы не покрывают все запланированные траты.
Сбалансированность представляет собой такой бюджетный процесс, при котором запланированные расходы не превышают запланированных доходов. При организации баланса необходимо учитывать все источники доходов и отслеживать расходы. Доходы могут поступать из налоговой системы, в виде иностранных заимствований, из сферы оказания государственных услуг и другого. Профицит может быть вреден тоже. Результатом профицита может стать снижение эффективности использования доходов, в результате чего увеличивается нагрузка на экономику страны. Получается, что сбалансированность является основным требованием к планированию и организации бюджета.
Сбалансированность бюджета достигается:
- ограничением расходов;
- рациональным распределением расходов между уровнями бюджета;
- проведением мероприятий по увеличению доходов;
- модернизацией бюджетного регулирования;
- планированием бюджетных расходов;
- использованием различных форм заимствований, обеспечивающих эффективное поступление средств.
Дефицит бюджета может появиться из-за роста государственных расходов, который наблюдается при структурной перестройке экономики. Причиной может стать рост неоплаченного государственного долга, нагрузка на бюджет растет, что еще больше увеличивает его дефицит. Сокращение доходов государства происходит в периоды кризиса, чрезвычайных ситуаций, крупных катастроф. Неэффективность хозяйственной и финансовой системы, политический популизм, коррупция, низкое качество налоговой политики также провоцируют сокращение доходов бюджета.
Управление бюджетным дефицитом
Финансирование дефицита осуществляется двумя способами, а именно, за счет денежных поступлений и за счет выпуска долговых обязательств.
Покрытие расходов денежными средствами связано с дополнительной эмиссией средств центральным банком страны. То есть снижение дефицита происходит за счет увеличения денежной массы. Это самый простой метод, но самый опасный, так как он ведет к повышению уровня цен. Цены растут, налогоплательщики откладывают обязательные платежи в пользу государственной казны, поэтому дефицит продолжает увеличиваться.
Еще одним способом привлечения средств в государственную казну без повышения налогов является выпуск долговых обязательств. Облигации размещаются на фондовом рынке. Этот способ хорош тем, что денежная масса не растет, а значит, не изменяется уровень цен. Долговое финансирование может осуществляться за счет кредитов собственных банков, банков иностранных государств, займов, бюджетных кредитов, поступлений от продажи государственного имущества. Преимущества долгового финансирования заключается в отсутствии инфляции.
Источниками финансирования дефицита бюджета могут быть средства, которые поступили от продажи облигаций, кредитные средства, средства от продажи акций, поступление от продажи драгоценных металлов, игра на курсовой разнице и другое. К внешним источникам финансирования относят государственные займы, кредиты иностранных государств, кредиты в иностранной валюте.
Проблема бюджетного дефицита заключается в том, что он провоцирует инфляцию, что ведет к дестабилизации экономики. Но некоторые эксперты предлагают планировать бюджет с небольшим дефицитом, тогда появляется возможность предотвратить экономический спад. При высоком уровне безработице увеличение государственных закупок ведет к активизации реального сектора. В результате растет предложение и происходит стимулирование потребительских расходов. Предприниматели испытывают оптимизм, поэтому растет спрос, который стимулирует рост занятости. То есть бюджетный дефицит может оказывать оздоравливающее влияние на экономику.