Капитализм – это общественно-экономическая формация, которая основана на частной собственности на средства производства и использовании труда наемных рабочих, не имеющих средств производства и продающих свои рабочие ресурсы.
Биография В. Зомбарта
Вернер Зомбарт являлся немецким экономистом, социологом, историком, философом культуры. Он представлял немецкую историческую школу в экономической теории, был классиком немецкой социологии.
Зомбарт родился в 1863 году в семье землевладельца и промышленника, члена национал-либеральной партии.
Окончив гимназию, Вернер Зомбарт в связи с проблемами с легкими некоторое время жил в Швейцарии, где познакомился со своей будущей женой. В период с 1882 по 1885 год он занимался изучением юриспруденции, экономики и истории в Пизанском, Римском и Берлинском университетах, писал диссертацию под руководством Г. Шмоллера и А. Вагнера, а в 1888 году стал доктором наук. Зомбарт служил два года в Бременской торговой палате и в 1890 году стал профессором. С 1906 года работал в Высшей школе торговли Берлина, а с 1917 – в Берлинском университете.
В последние годы жизни Зомбарт сошел с научной сцены, поскольку, ставшие в то время у власти, нацисты мешали распространению его трудов, а студентам запрещалось приходить на его лекции.
Скончался В. Зомбарт 18 мая 1941 года в Берлине.
Зомбарт, наряду с М. Вебером, Ф. Теннисом, Г. Зиммелем, является основоположником социологии, его поздняя работа под названием «Человек» считается классическим произведением философской антропологии.
Учение о капитализме Зомбарта
В. Зомбарт считался лидером последнего поколения в немецкой исторической школе. В Германии его даже больше знали, чем Ф. Тенниса, Г. Зиммеля и М. Вебера. Он хорошо знал труды русских ученых, в частности, М. Ковалевского, был знаком с Г. Плехановым, постоянно переписывался с П. Струве и давал высокую оценку трудам А. Чаянова. На трудах В. Зомбарта выросло целое поколение экономистов и социологов дореволюционной России, а в СССР почти до 1930-ы х годов его сочинения были самой популярной научной литературой из Европы.
Труды Зомбарта посвящены исследованию развития общества, капиталистической «экономической системы», которая существует в соответствующей «экономической эпохе». В главных работах Зомбарта описываются методологические вопросы социальных наук, строение и развитие современного общества, исторический генезис капитализма, жизнь буржуа, экономическая история Западной Европы, причины возникновения капитализма, проблемы социализма и социальных движений.
Зомбарт издал следующие работы:
- «Фридрих Энгельс» в 1895 году;
- «Социализм и социальные движения» в 1896 году;
- «Техника и хозяйство» - 1901 год;
- «Война и капитализм» - 1913 год;
- «Немецкий социализм» - 1934 год.
Зомбарт начал изучать специфику современного капитализма Западной Европы почти одновременно с М. Вебером. Некоторые исследователи считают, что именно Зомбарт оказал влияние на обращение Вебера к обстоятельному анализу того, что в будущем стало называться социологическим учением о капитализме, а не наоборот. Чтобы дать распространение своим результатам научных поисков, Зомбарт и Вернер занимались совместной редакцией журнала, к которому в 1904 году написали вместе вступительную статью.
Первым председателем Немецкого социологического общества был именно Зомбарт, он также оказал большое влияние на становление социологии в Европе в 20 веке.
Зомбарт имел достаточно широкое представление о социологии, он считал, что социология – это познание жизнедеятельности людей, в том числе человеческой культуры; систематическое знание об определенных фактах жизни общества, основанное на эмпирии и опыте. Зомбарт, как и Вебер, не сразу пришел к анализу современного капитализма. Он предварительно проводил исследование аграрной отрасли. В 1980-х занимался изучением формирования капиталистических отношений в сельскохозяйственной области Италии.
Зомбарт, в попытках объединить теоретическое определение общественной жизни и эмпирическое исследование экономики, вывел понятие «экономической системы» как целостности, дающей жизнь специфическим экономическим институтам и являющейся выражением «духа» общества.
Сравнивая концепции капитализма Зомбарта и Вебера, можно выделить следующие принципиальные отличия:
- Зомбарт понимал капитализм как уникальное, в Вебер – как универсальное историческое явление;
- Зомбарт отводил главную роль в формировании капитализма любой форме религии, а Вебер – протестантской этике;
- Расхождение в источниках и времение возникновения капитализма;
- Зомбарт находил капитализм уже в зрелом виде во Флоренции в 15 веке, а Вебер относил его к Швейцарии и Германии 16 века;
- Зомбарт постоянно нарушал этические каноны в своих исследованиях, отличался субъективизмом и пристрастностью оценок, а Вебер придерживался принципа воздержания от оценок и последовательно применял его на практике;
- Зомбарт и Вебер по-разному трактовали те человеческие качества, которые помогли появиться европейскому капитализму.
Концепция Зомбарта была основана на анализе культуры, под которой понималась сумма духовных факторов. Зомбарт придавал решающее значение организационных, технологическим и культурным факторам. Культура, по его мнению, - это не совокупность художественных произведений, музеев, этических принципов, а «хозяйственный дух».
Согласно учению Зомбарта, корни капитализма необходимо искать в идеях европейского Просвещения, в идеалах разума, контроля над природой, а не в экономической реальности.
По мнению Зомбарта, капитализм развивался на основе свойств человеческого поведения и мышления, которые упростили переход к иному хозяйственному укладу.
Капиталистическому производству, считал Зомбарт, наиболее пригоден переселенец, который не имеет связи с данной страной, тот, кому страна не является родной землей.