Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация – это политика ценообразования, которая предполагает продажу одного и того же блага разным сегментам покупателей по разной стоимости.
Ценообразование является одним из элементов, обеспечивающих доход предприятия. От того, насколько точно будет определена цена реализации зависит прибыль. При расчете цен учитывается себестоимость товара, то есть затраты, которые необходимы для производства единицы продукции.
Предприниматели используют различные методы ценообразования с учетом специфики продаваемых ими благ. Конкуренция по цене в современных условиях является неэффективной. Чаще используются неценовые методы соперничества. Однако, установление цены и организация ценообразования остается одним из важных и непрерывных процессов на предприятии.
Ценовая дискриминация позволяет дифференцировать рынок покупателей. Компания ориентируется на определенный сегмент, заинтересованный в приобретений выпускаемых ею благ. Но получение дохода остается приоритетом работы предприятия, поэтому возможность использования разных цен для разных покупателей становится выгодным механизмом наращивания дохода.
Данная политика цен проводится при следующих условиях:
- У продавца есть рыночная власть.
- Сегмент покупателей достаточно большой, поэтому у продавца есть возможность разделить покупателей на группы.
- Покупатели не могут перепродавать приобретенный товар по более высоким ценам на том же рынке.
Ценовая дискриминация может быть трех степеней. При совершенной дискриминации устанавливают максимально возможную цену для каждого сегмента, при дискриминации по объему потребления устанавливают цену в зависимости от объема потребления. Третий подход опирается на уровень доходов потребителей, то есть цена устанавливается в зависимости от платежеспособности покупателей.
Теория и практика ценовой дискриминации в России
Рыночная экономика в России стимулировала использование разных форм ценовой дискриминации. Российская экономика предусматривает все три формы. Особенно это заметно при продаже услуг транспорта и сезонных товаров, например, стоимость авиабилетов на определенных направлениях в летнее и зимнее время существенно разнится. Кроме того, приобретение билетов заранее позволяет существенно сэкономить. В свою очередь авиакомпании обеспечивают оптимальную загруженность самолетов. Оптовые покупатели пользуются скидками и более низкими ценами на покупку товаров.
Существует подход, определяющий цены для разных категорий покупателей в зависимости от уровня их доходов. Студенты и учащиеся получают скидки на приобретение развлекательных услуг и услуг сферы культуры. Дифференциация применяется и при оплате проезда в общественном транспорте. Пенсионеры пользуются льготным проездом.
Сезонные товары можно приобрести не в сезон по более низким ценам, но прошлогоднего выпуска. Широко используются системы скидок и накопления бонусов. Таким образом предприятия создают долгосрочные лояльные отношения с покупателями. Еще одним методом сбыта товара является предложение продажи трех единиц товара по цене двух и так далее.
То есть, российские предприниматели широко используют возможности ценовой дискриминации. Залежавшийся товар на складах становится проблемой для производителя. Он не приносит доход, но увеличивает расходы на складирование и обслуживание соответствующих помещений. Ценовая дискриминация позволяет привлечь интерес покупателя и сбыть товар, который долго хранится на складах. Важно, чтобы покупатель не стал конкурентом, поэтому необходимо учитывать возможность перепродажи товаров.
Теория и практика ценовой дискриминации в США и западных странах
В западных странах и США существует множество крупных компаний и транснациональных корпораций. Монополисты часто занимаются ценовой дискриминацией, чтобы в заданных условиях увеличить свой доход. Самые большие доходы получаются в сфере услуг, так как здесь нет возможности ее перепродать. Дискриминационное поведение направлено на то, чтобы устанавливать максимальную цену реализации для каждого сегмента покупателей.
Стоит отметить, что покупатель может сталкиваться с разными ценами на товары, но это еще не говорит о ценовой дискриминации. Важно учитывать такие особенности производственного и сбытового процессов, как транспортировка, оказание дополнительного сервиса.
Ценовая дискриминация в некоторых европейских странах привязана к географическом расположению. Устанавливаются зональные цены, как это происходит с оплатой метро в Англии. Зонирование в промышленной сфере решает вопрос по разделению рынка сбыта и долей компаний. Стратегия дифференциации цен применяется на практике как для установления отпускных цен, так и для реализации товара конечному потребителю.
Еще один подход – ценообразование по базисному пункту. Продавец выбирает определенное место и всем покупателям, кто находится рядом с этой зоной назначает одну и ту же цену. Чем дальше находится покупатель, тем выше для него цена. Здесь речь идет о дифференциации цен в зависимости о транспортировки товаров и услуг.
В США долгое время из-за внутренних политических и расовых проблем существовала ценовая дискриминация по цвету кожи и гендерной принадлежности. Исследователи отмечали разницу в ценах на товары лично гигиены, в рознице и ценах на потребительские услуги. Но предоставление льготных цен по признаку пола по сути тоже является ценовой дискриминацией, привлекающей определенный круг покупателей.
Ценовая дискриминация может проявляется в международной торговле для усиления геополитической позиции, например, конкуренция на рынке энергоресурсов ведет к тому, что соперники начинают продавать нефть или газ по более низким ценам определенной группе стран.