Сущность экономической свободы
Экономическая свобода изначально трактовалась в рамках экономической обособленности, которая означала хозяйственную самостоятельность производителей благ.
Именно данная самостоятельность А.Смитом трактовалась как экономическая свобода, которая предполагала для субъектов хозяйства возможность использования своих производственных факторов в тех случаях, в которых они считали выгодными для себя.
Экономическая свобода представляет собой возможность для человека как носителя рабочей силы по своему усмотрению распорядиться ей и осуществлять в той производственной сфере, в которой возможно в полной мере проявлять собственный талант и способности.
Такая экономическая свобода в своем проявлении предполагала, в первую очередь, наличие личной человеческой свободы в качестве гражданина, что означало право выбора сферы трудовой деятельности в соответствии со своими предпочтениями.
Если же сфера деятельности, в которой человек был занят, его не устраивала, то он мог свободно переходить в другую сферу до того момента, пока не определит самую подходящую. В системе такой свободы предполагалась возможность человека менять место жительства, если на прежнем он не мог выгодно использовать свою рабочую силу.
Именно стремление получения наибольшей отдачи от собственной рабочей силы стимулировало человека совершенствовать ее через рост квалификации или получение другой профессии с большим доходом.
Развитие экономической свободы
Экономическая свобода в своем развитии стала предполагать использование капитала в качестве производственного фактора в соответствии с желанием его владельцев, которые преследовали собственные интересы и направляли капитал в область с наибольшей отдачей.
Постепенно экономическая свобода стала включать в себя использование земли в качестве фактора производства более выгодным для собственников образом.
К примеру, земельные участки можно было использовать, как для выращивания зерна или как пастбища, но на нем также можно начать добычу обнаруженных полезных ископаемых или построить определенный объект.
Существование экономической свободы стало вызывать конкуренцию владельцев производственных факторов и выпускаемого товара. Когда определенная отрасль становилась выгодной для использования в ней определенных факторов, то она привлекала большое количество владельцев данных факторов, между которыми возникала борьба за их возможное применение.
Теории экономической свободы
Экономическая теория содержит несколько основных подходов к понятию и исследованию экономической свободы, которые состоят в узком и широком ее понимании.
В узком смысле понимания предмет исследования представлен лишь правами людей на свободу распоряжаться своей собственностью, суммой дохода, временем и усилием. При определении наличия взаимосвязи экономической свободы и других видов свобод (например, политической свободы) исследователи и представители данного подхода придавали категории экономическая свобода самостоятельное и основное значение во всей системе индивидуальной свободы.
В широком понимании экономическая свобода была основана на теории рационального выбора и претендовала на объяснение любого поведения человека.
Существование человека здесь характеризовали несколькими основными условиями, в соответствии с которыми люди стремятся достигать соответствующих целей и ресурсами, которые есть в распоряжении, а также их ограниченностью. В этом случае поведение субъектов экономики основано на нескольких предпосылках:
- максимизирующем поведении,
- рыночном равновесии,
- стабильных преимуществах.
Классической теорией вопросы общественного сотрудничества были рассмотрены, основываясь на постулаты эгоизма хозяйствующего субъекта. В соответствии с ним индивид совершает только такие действия, которые, по его мнению, способны принести ему больший размер чистой выгоды, то есть пользы за минусом вероятных издержек.
Сторонники подхода предположили, что каждый индивид может совершить действия в зависимости от определенного соотношения между покупателем и продавцом, политическим деятелем и руководителем фирмы и др.
В своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адам Смит утверждал, что люди, которые действуют в своих эгоистических интересах, могут создавать возможность выбирать для других людей. Он полагал, что общественная координация является процессом непрерывного приспособления к изменению и чистой прибыли, которые проявляются при их взаимодействии.
Неоклассическая модель рационального выбора полагала, что человек должен соблюдать требования максимизирующего поведения. Институциональное содержание в области рационального выбора состоит в том, что он представлен в качестве инструмента предоставления субъектам ответственности и определенной свободы.
По этой причине рациональный выбор субъектов трактовался теорией в качестве своеобразной тренировки свободы.
В экономической области свобода имела определенное воплощение на практике:
- Подготовка и принятие хозяйственного решения на свой выбор;
- Определенные расходы в качестве выражения внутренней границы экономической свободы;
- Налог в качестве разделения свободы и ответственности государства и человека;
- Цена в качестве выражения практической ценности свободы предприятий, как хозяйствующих субъектов;
- Инвестиции в качестве власти субъекта над будущей и настоящей свободой;
- Кредит в виде доверия к свободе других субъектов хозяйства;
- Риск в качестве институциональной неопределенности свободы деятельности,
- Капитал в виде свободной организации деятельности;
- Активы в качестве материального пространства и инструмента экономической свободы.
Если рассматривать роль государства по отношению к свободе экономического субъекта, то можно говорить об источнике принуждения и необходимости. Она способна охранять права собственности, регулировать свободу, ограничивать инновации. Государство в этом случае может создать правила в качестве общих институциональных координат свободы.