В истории любого государства и права особую роль играет периодизация соответствующих процессов. Историческое становление государства и права представляет собой историю установлений и принципов, то есть это, по преимуществу, институционная история. Юридический институт По данной теме мы уже выполнили доклад Юридическая этика подробнее в достаточно правильной и полной форме можно представить только в статическом и неподвижном его представлении, что предусматривает догматическое и чисто юридическое по приемам изображение принятой системы. Данное изображение не может не быть периодическим, ограниченным во времени.
Историческая юриспруденция не может существовать без завершения исследования определенной юридической конструкцией, в противном случае он не достигнет полного понимания всего исторического процесса, а сама его работа может погрузиться в единичные разрозненные факты. Сочетание динамического и статического элементов формирует историческую периодизацию, которая в применении к истории политических, общественных и правовых учреждений может быть представлена в единственно возможной форме – юридической конструкции. Отдельные периоды истории государства и права можно рассматривать как законченные системы права, установленные для прошедшего.
Юридическая и историческая взаимосвязь рассмотренных правовых и государственных институтов дает возможность выделить определенное время в истории государства и права конкретной страны в законченный период. Законченность и цельность исторического периода для юриста определяются постоянной возможностью подводить совокупность отдельных правовых институтов, норм и явлений к нескольким приоритетным юридическим принципам, по которым выстраивается исключающая внутренние противоречия единая система права.
Последовательное систематизирование истории государства и права доступно и действенно относительно одного народа или одного государства, для которого характерна приверженность единой правовой традиции. В масштабах мировой истории государства и права, это осуществить достаточно сложно.
Развитие права – это результат непредвидимых фактов и усилий, законность / незаконность которых не подлежит исследованию. Поэтому крайне сложно выявить какие-либо обязательные и непреложные законы данного развития, способные предоставить объективное научное содержание выделяемым историческим периодам.
В мировой истории правовые системы и государственная организация развивались в разном темпе, в отдельные моменты переживая сходные стадии развития, но сильно разделенные во времени и не соприкасающиеся друг с другом (Япония, Китай, Западная Европа). Отдельные страны полностью закончили становление государственности и права, в то время, как в других странах история государства только начиналась.
История мира, как считает большинство исследователей, является совокупностью отдельных цивилизаций, каждая из которых существует в своем времени и пространстве, активное соприкосновение которых можно наблюдать всего 2-3 века назад. Именно поэтому невозможна жесткая периодизация всей мировой истории.
До недавнего времени в историко-правовой науке России господствовала периодизация истории разных народов, связанная с марксистским учением о социально-экономической формации. Данная периодизация отображена практически во всех источниках по изучению государства и права. В соответствии с принципами данного учения, вся история государства и права включает несколько периодов:
Основу изменений явлений и процессов государства и права представлял критерий социально-экономического строя общества, подразумевающего деление на антагонистические классы противоположные по своим интересам. Однако, далеко не все изменения в государстве и праве можно объяснить глобальными сдвигами в социальном и экономическом строе.
Периоды развития государства и права (в соответствии с традиционным историко-культурном и цивилизационном критериям):
В процессе становления правового государства изменяются подходы во взаимоотношениях индивида и государства. Данные изменения отражены в юридической регламентации статусов как государства, так и отдельной личности. На первом месте должны были стоять человек со своими правами и свободами. При этом правовой режим (со всеми ограничительными функциями) должен функционировать главным образом для государства.
Для правового государства характерно:
Основами формирования правового государства являются: политическая основа с сохранением суверенитета, реализация правового равновесия; экономическая – сложившиеся в обществе производственные отношения; социальная - создание саморегулирующегося гражданского общества, в котором каждый гражданин может реализовать свои творческие способности и трудовые потенциалы; гражданское общество обеспечивает многообразие личных свобод, мнений и прав; нравственная – общечеловеческие позиции гуманизма, равенства (настоящее время).