Теории экономического роста
Экономический рост представляет собой комплексное явление в экономике, предполагающее повышение объемов национального производства и рост уровня жизни населения. Экономический рост является неотъемлемой составляющей экономического развития страны, и поскольку он способствует решению важнейших социально-экономических задач, требует проведения активной и грамотной государственной политики.
Выделяют три основных направления экономической мысли по поводу экономического роста:
- кейнсианские модели основываются на предположении, что объем национального производства способен увеличиваться лишь под влиянием изменения производственных факторов (труд, земля, капитал), при этом на фактор «труд» воздействовать извне достаточно сложно, в то время как фактор «капитал» легко скорректировать за счет внешних инвестиционных вложений. Одна из простейших кейнсианских моделей – модель Домара, основана на предположении, что на рынке труда всегда присутствует избыточное предложение, а экономический рост может быть вызван только приростом инвестиций. Математически основывалась на модели Леонтьева.
- неоклассическая модель Р.Солоу стала более совершенной чем кейнсианские модели, она предполагала что факторы производства «труд» и «капитал» взаимозаменяемы (субституты) и основывалась на функции Кобба-Дугласа. Остальными предпосылками выступали: отдача от масштаба, убывающая полезность капитала, отсутствие разрывов в инвестиционном процессе.
- теория нулевого экономического роста исходит из опасностей научно-технического прогресса и экономического роста. Данная теория была выдвинута в 70-х гг. 20в. Учеными под руководством Д. Медоуз: быстрый рост достигается путем вовлечения все большего количества сырья и ресурсов, при этом потребность общества в них неуклонно растет. По прогнозам ученых ресурсы в скором времени будут истощены и через 100 лет период роста закончится, далее последует глобальная катастрофа, сопровождающаяся природными катаклизмами, дефицитом ресурсов, разрушением городов и пр.
Государственное стимулирование экономического роста
Достижение высоких, стабильных и устойчивых темпов экономического роста является одной из важнейших задач государственной политики. При стимулировании экономического роста государство может использовать следующие инструменты:
- улучшение инвестиционного климата (различные договоренности между странами, отсутствие двойного налогообложения, стимулирование деятельности предпринимательского сектора в различных регионах страны и пр.);
- повышение доступности кредитных ресурсов (снижение ставки рефинансирования, государственно-частные программы банковского сектора поддержки предприятий и организаций);
- содействие решению инфраструктурных проблем, мешающих эффективному развитию партнерских отношений субъектов экономики;
- повышение производительности труда (рациональное размещение предприятий на территории страны, содействие национальной занятости населения и пр.);
- увеличение доходов экономических субъектов.
Политика государства, направленная на стимулирование экономического роста, в первую очередь должна включать в себя:
- содействие переподготовки трудовых ресурсов для обеспечения необходимого числа работников с требуемой квалификацией;
- меры по уменьшению государственного контроля в промышленной отрасли для снижения степени монополизации и повышения конкурентной среды;
- обеспечение возможности мобильности рабочей силы путем региональной миграции;
- улучшение системы соцобеспечения, создание стимулов для роста производительности труда;
- стимулирование рынка капиталов путем обеспечения конкуренции в финансовом секторе;
- увеличение инвестиций в наукоемкие отрасли, а также разработку новой техники и технологий, содействие внедрению новаций в производственный процесс.
Современные экономисты выделяют несколько направлений государственного стимулирования экономического роста, рассмотрим их подробнее.
Тщательный контроль со стороны государства над спекулятивным капиталом во избежании возникновения «финансового пузыря». Такой контроль предполагает собой меры по регулированию и надзору за биржевым и банковским секторами экономики. Увеличение инвестиций в ценные бумаги в сравнении с инвестициями в реальный сектор экономики связано в первую очередь с высокой их доходностью. Эксперты предполагают, что увеличение ставки налогообложения на получение дивидендных выплат способно снизить инвестиции в финансовый сектор и предупредить крах экономики.
Изменение структуры ВВП, снижение экспортных поставок энергоносителей. Цены на нефть и другие важнейшие ресурсы, экспортируемые нашей страной заметно упали, поэтому торговля ими стала менее выгодной. Для обеспечения экономического развития необходим поиск других источников роста.
Стимулирование инновационного развития. Прямые государственные инвестиции в инновации являются неэффективной мерой, необходимо применение инструментов налоговой политики.
Границы государственного вмешательства в экономику
Рыночный механизм не всегда способен обеспечить эффективное функционирование экономики, и в некоторых сферах деятельности необходим контроль и регулирование со стороны государственных органов. В первую очередь, это денежно-кредитная система, включающая в себя меры по обеспечению доступности кредитных ресурсов для различных субъектов экономики, а также проведение антиинфляционной политики. Во-вторых, существуют некоторые коллективные блага, которые должны распределяться с помощью государства: энергетическая система, национальная оборона, государственное управление, национальные коммуникации, обработка питьевой воды, вакцинация и пр. В-третьих, регулирование международной торговли не может обойтись без вмешательства на государственном уровне.