Оценка регулирующего воздействия
Оценка регулирующего воздействия – это анализ социально-экономических последствий проведенных государственными органами власти преобразований.
Проверка осуществляется для того, чтобы понять, насколько отклонились от заданной цели результаты проведенных преобразований. Это необходимо для того, чтобы снизить негативный эффект и вовремя внести изменения. Оценка регулирующего воздействия является ядром государственных изменений.
Сущность оценки заключается в оценочном анализе программ и политических решений. Разные страны используют свои методы и ограничения для анализа.
Цель оценки заключается в предоставлении результата анализа для того, чтобы отсеять необдуманные или нерациональные действия еще на этапе принятия решений. Необходимость в исследовании заключается в том, что любое регулирующее воздействие вызывает множество последствий. Так как политические решения должны учитывать большое количество факторов, провести детализированный анализ происходящего и последствий достаточно сложно. Механизм оценки направлен на снижение неопределенности и негативных последствий. То есть, ее основная цель заключается в предоставлении гарантии, что регулирование поможет повысить уровень благосостояние населения, иначе говоря, вложенные средства принесут выгоды, которые превысят понесенные расходы.
Каждая страна самостоятельно организует процесс проведения оценки. Например, в США и Канаде оценка осуществляется тогда, когда принят нормативный акт. В Нидерландах и Великобритании оценка проводится при принятии любого регулирующего акта.
Процедура предполагает выбор и определение проблемы, обоснование проведения оценочных мероприятий, выбор цели, описание возможных вариантов достижения, анализ имеющихся альтернатив. На основе полученных данных формируются выводы. Далее выбираются наиболее подходящие для последующей реализации варианты воздействия и проводится обязательный мониторинг для контроля реализации.
Стадии проведения оценки регулирующего воздействия
Проверка регулирующего воздействия в РФ проводится на региональном уровне с начала 2014 года. Она регулируется федеральным законом. Чтобы реализовать указ, каждый регион вырабатывает свои принципы и последовательность мониторинга влияния принятых регулирующих решений на социально-экономическую жизнь региона.
Проверка проводится исполнительными органами власти. Ее целью является выявление тех нормативных актов, которые вводят избыточные ограничения, повышают количество обязанностей. Так же исследуются запреты, влияющие на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, выявляются аспекты, создающие дополнительные расходы.
Этапы проведения оценки:
- Публикация информации о необходимости обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования на официальных порталах или сайтах.
- Проведение анализа альтернативных вариантов решения выявленной проблемы.
- Разработка проекта для составления сводной отчетности.
- Подготовка заключения на основе оценки воздействия.
В структуре итогового документа обозначаются выводы о соблюдении установленного порядка реализации регулирующего воздействия, обоснование полученных результатов органом, разработавшим предложенное положение.
Проведение оценки позволяет рассчитать выгоды и издержки субъектов хозяйствования, оценить воздействие регулирования на деловой климат, обеспечить выбор наиболее подходящего варианта, а также снизить риски, которые возникают из-за введения нового регулирования. В результате ожидается повышение доверия со стороны населения и бизнеса к государственной власти.
Оценка позволяет организовать системный подход к процессу введения правовых норм, а также их отмены, либо изменений. Результатом должно стать повышение качества, обоснованность проводимых процедур.
Нормативно-правовое обеспечение проведения оценки регулирующего воздействия
Регулирование осуществляется на общегосударственном уровне. Проверка эффективности реализованных мероприятий осуществляется в соответствии с федеральным законом, регламентирующим особенности анализа правовых, нормативных актов и их дальнейшей экспертизы. Исполнение осуществляется Минэкономразвития. Оно определяет последовательность проведения экспертных мероприятий и дает рекомендации по организацию процедуры. Министерство вводит общие принципы организации законодательных и исполнительных органов, ответственных за проведение процедуры.
Так же оценка регулируется Указом Президента РФ, обозначающим основные направлений в совершенствовании систем государственного регулирования.
Одним из важных элементов оценки регулирующего воздействия является проведение публичных консультаций. Они необходимы для получения обратной связи. Прежде всего, государственные органы заинтересованы в мнении представителей реального сектора. Так же важным считается мнение экспертов из разных областей экономического знания.
Оценка может осуществляться на муниципальном, региональном и федеральном уровне. Она позволяет получить обратную связь от непосредственных участников, задействованных в исполнении регулирующего воздействия. Результатом проверки становится заключение, чьи данные консолидируются на более высокий уровень власти.
Организация оценки предполагает проведение рабочих совещаний с целью подготовки ответственных лиц к непосредственной реализации проверки. Здесь же осуществляются встречи с представителями реального сектора, инвесторами, которые дают обратную связь о действии тех или иных нормативно-правовых актов. Экспертиза муниципальных актов проводится администрацией района. Все вышеперечисленные аспекты осуществляются на постоянной основе. Любые изменения вносятся по мере необходимости.