Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стабилизационный фонд и проблемы его использования

Все предметы / Экономика / Стабилизационный фонд и проблемы его использования

Стабилизационный фонд РФ

Определение 1

Стабилизационный фонд РФ – это созданный в 2004 году специальный государственный фонд Российской Федерации, который использовался для стабилизации экономики.

В 2008 году его разделили на две части, которые в 2018 году были снова объединены. Теперь он называется фондом национального благосостояния.

Организация была создана для выполнения следующих функций:

  1. Стабилизация экономики.
  2. Обеспечение дополнительной устойчивости.
  3. Источник финансирования.

То есть, это совокупность активов, которыми государство могло распоряжаться напрямую.

Разделение стабилизационного фонда в 2008 году предполагало выделение большого и малого фонда. Большой был полностью израсходован и закрыт в 2018 году. Теперь функционирует меньший фонд. Объем зачисляемых туда средств регулируется законодательством страны. Стоит отметить, что размер отчислений зависит и от размера внутреннего валового продукта.

Изначально правило создания и эксплуатации стабилизационного фонда регулировалось Бюджетным кодексом РФ. Далее были внесены изменения в соответствующие главы.

Цель функционирования фонда – обслуживание финансовых и социальных задач государства. Он создан для того, чтобы защитить денежные средства от обесценивания, обеспечить высокую ликвидность. Управлением средствами фонда занимается Министерство финансов РФ. Для этого у него есть два инструмента, а именно, приобретение иностранной валюты, которая предоставляется в пользование Банку России за проценты, приобретение иностранных облигаций.

Политику взаимодействия фонда с другими странами регулирует Правительство, а Минфин разрабатывает нормативные акты, регулирующие порядок расчета, сроки погашения обязательств, начисление процентов, порядок взаимоотношений с Казначейством.

Проблемы использования Стабилизационного фонда

Стабилизационный фонд изначально создавался для того, чтобы снизить зависимость России от мирового рынка нефти. При этом средства фонда выходят за пределы бюджета страны. Он является инструментом среднесрочной бюджетной политики. Однако, это становится возможным, если его средства используются для инвестиционной деятельности. То есть, средства фонда должны использоваться в национальном хозяйстве для обеспечения долгосрочного экономического роста, чтобы быть преумноженными в будущем.

Готовые работы на аналогичную тему

Доходы фонда состоят из:

  1. Доходов от превышения цены на нефть над базовой ценой.
  2. Остатков бюджета с прошлого года, в которых учитываются доходы от размещения средств стабфонда.

В некотором роде российский стабилизационный фонд стал вторым бюджетом. Проблема заключается в том, что значительная его часть находится за пределами общественного контроля. В других странах такой подход не используется. Фактически его средства применяются для закрытия проблемных мест и неэффективных решений. То есть он мешает развивать экономику и усиливать положение страны, а скорее используется как средство быстрого решения негативных тенденций. Сложность заключается в том, что эти решения не приносят долгосрочных позитивных изменений в структуру национального хозяйства.

Средства Стабфонда идут в основном на покрытие структурного дефицита и дефицита Пенсионного фонда. Так же его средства могут идти на финансирование основного бюджета, если цены на нефть опустятся ниже базового уровня.

В странах, где основной статьей доходов являются средства от продажи полезных ископаемых, создание стабилизационных фондов обычная практика. Они есть в США, Норвегии, Канаде, Колумбии, Чили и других странах. Фонды призваны стабилизировать бюджет, формировать пул средств для будущих поколений, аккумулировать и распределять средства среди населения.

Среди негативных факторов использования фонда российские эксперты отмечают:

  1. Потерю доходов бюджета вследствие разницы в процентных ставках для внутренних и внешних заимствований.
  2. Сочетание роста займов и накопления средств, что ведет к потерям бюджета.
  3. Низкую процентную ставку по иностранным облигациям.

Таким образом, идея стабилизационного фонда является не новой. Он способен решать массу макроэкономических задач. Эффективность его использования напрямую зависит от профессионализма политической власти.

Повышение эффективности использования средств Стабилизационного фонда

До создания Стабфонда Правительством РФ рассматривались альтернативные варианты финансирования экономики. Предполагалось перечисление дополнительных доходов на целевое финансирование. Однако, проблема заключалась в слабости действующих институтов власти, что не давало обеспечить должную эффективность размещения.

За счет средств предполагалось сформировать систему, поддерживающую налоговую реформу. Средства должны были пойти на фиксирование социальных институтов. Были идеи применять деньги для распределения природной ренты, как это делается в других странах. Существовал вариант перераспределения средств фонда на счета жителей страны, создание бюджета развития. Минусом всех этих преобразований являлась низкая общественная прозрачность.

Особенности использования средств Стабилизационного фонда зависит от особенностей текущих макроэкономических процессов. Например, при недостаточности денежного предложения необходимо инвестировать часть средств во внутренний рынок, обеспечить их достаточную доходность, приемлемую норму ликвидности.

Чтобы повысить маневренность использования средств бюджета, устанавливается запрет на перечисление денег в бюджет страны свыше оговоренной в законе нормы. Так же создан инвестиционный фонд, в который отправляются остатки бюджета с целью проведения государственных инвестиций в модернизацию производственного сектора экономики. Предполагалась поддержка ипотечного кредитования. Такой подход не требует дополнительных изменений в законодательстве, но снижает определенность бюджетной политики, продолжение иммобилизации бюджетных ресурсов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис