Сущность понятий «спрос» и «предложение»
Спрос – это экономическая категория, отражающая платежеспособное желание потребителей купить какое-либо количество товара по определенной цене в определенное время.
Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить для реализации на рынке в данное время и по определенной цене.
И та, и другая категория могут совпадать друг с другом по величине. В результате осуществляется сделка купли-продажи, либо требования обеих сторон не удовлетворяются. Потенциальные участники сделки заинтересованы в спросе. А вот совокупный спрос рассматривается в рамках макроэкономической экономики и является важной величиной, которая определяет многие закономерности развития рынка.
Рыночная экономика признает первичность спроса. Именно он определяет тенденции рынка и направление деятельности производителей. Потребители влияют на модификации товаров, дополнительный сервис, качество, ассортимент. Производителю невыгодно создавать блага, которые не будут куплены. Поэтому он всегда ориентируется на потребности спроса. Отдельными составляющими совокупного спроса являются повседневный, периодический, эпизодический, реальный, потенциальный, удовлетворенный, неудовлетворенный и формирующийся спрос. Также спрос делят на потребительский, промежуточный и производственный. Проще всего прогнозировать последние две категории.
Предложение должно удовлетворять спрос, но для него невыгодно удовлетворять весь объем потребностей, только платежеспособную часть. Реальный сектор работает для получения прибыли, которая формируется после выплаты налогов из выручки. Поэтому главным правилом формирования предложения называют способность удовлетворять спрос по цене, которая сможет превысить понесенные производителем расходы.
Равновесие рынка
Спрос и предложение являются основой рыночного механизма. Если предложение зависит от спроса, а спрос удовлетворяется предложением, то в какой-то момент они уравновешивают друг друга. Отправной точкой является равновесная цена. При ней производители могут покрыть свои расходы и получить доход, а потребители получить пользу по приемлемой цене.
Равновесие выводит главный закон рынка. При росте цен спрос сокращается. Покупатели предпочитают сберегать деньги, предчувствуя рост цен. Производителям приходится сокращать объем выпуска, так как часть товара останется невостребованной и осядет дополнительными расходами на складах. В результате выпуск становится меньше, что стимулирует рост цен.
С предложением наблюдается обратный процесс. Если цены растут, то отрасль привлекает новых производителей, как способная дать хорошую выручку. В результате начинает расти объем выпуска. То есть рост цен вызывает рост предложения.
Стоит отметить, что у продавца и покупателя разные цели на рынке. Продавец стремится установить как можно более высокую цену, но она ограничена тем, что в определенный момент покупатели могут отказаться приобретать товар, даже у монополиста. Покупатель хочет получать максимальную пользу при минимальной цене. И здесь возникает конфликт интересов. Равновесие рынка позволяет достичь той цены, которая позволит удовлетворить интересы обеих сторон.
На величину спроса и предложения влияет множество факторов. Спрос зависит от психологических ожиданий, от того, как индивиды оценивают полезность того или иного продукта. Предложение подвержено влиянию конъюнктуры рынка, экономической, финансовой и налоговой политики. Государство в рыночной экономике не вмешивается в процесс напрямую, но имеет рычаги влияния, которые выравнивают положение экономики в случае провалов рынка или негативного влияния цикличности.
Функции и виды рыночного равновесия
Устойчивость равновесия обеспечивает нормальное развитие экономики. Обеспечение стабильности может быть абсолютным, относительным, локальным и глобальным. Равновесная цена выполняет ряд значимых функций:
- Эффективное распределение факторов производства и готовых благ в экономике.
- Предоставление доступа к информации об объеме выпуска и потребления.
- Стимулирование инновационной деятельности и модернизации.
- Установление баланса между продавцами и покупателями в части соблюдения интересов сторон.
- Нормирование распределения товаров.
Равновесная цена дает сигнал о том, что определенный товар или услуга доступны к покупке. Потребитель с помощью данной информации понимает, что он может приобрести и по какой цене. Цена влияет и на продавца, и на покупателя. Продавец оценивает, сможет ли он покрыть понесенные расходы. Покупатель определяется с соотношением цены и пользы. Есть еще необходимость выбирать между товарами и услугами внутри потребительской корзины. Доход покупателя определяет его возможности по удовлетворении потребностей, поэтому важным фактором остается его индивидуальное решение.
Есть ситуации, когда закон рынка и равновесия не срабатывает. Например, товар Гиффена характеризует ситуацию, при которой рост цены вызывает рост спроса, а снижение цены – снижение спроса. Это связано с тем, что замещение при изменении цены перевешивается эффектом дохода. То есть существуют такие товары, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Рост цен на эти продукты заставляет человека закупать их впрок по более высокой цене. Причем закупка товаров происходит за счет снижения потребления других продуктов или услуг.
Есть товары роскоши и редкие товары, ценность которых только возрастает. Приобретение такого блага дает определенный статус ее покупателю, поэтому привлекает определенные категории потребителей.
Таким образом, спрос и предложение являются ключевыми явлениями рыночной экономики. Они взаимосвязаны, поэтому их объем оказывает решающее влияние на способность национального хозяйства к росту и развитию. Спрос не всегда следует установленному закону, он во многом зависит от психологических ожиданий и поведения покупателей. Предложение подвержено влиянию большого числа неценовых факторов. В результате достижение рыночного баланса является сложной для реализации целью. Но стремление к равновесию определяет направление экономической политики, действия реального сектора и покупателей.