Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции потребительского спроса

Определение и специфика потребительского спроса

Определение 1

Потребительский спрос представляет собой платежеспособную потребность общества в предметах потребления. Под последними следует понимать результаты производственной деятельности, предназначенные для личного потребления. В общем виде они представлены товарами и услугами.

Основополагающими характеристиками потребительского спроса выступают его объем и цена. В первом случае имеется в виду максимальное количество экономических благ, которые индивиды и домохозяйства готовы и могут приобрести при заданном уровне цен. Во втором случае речь идет о максимальной цене, которую покупатели готовы заплатить за приобретение определённого количества потребительских товаров и услуг.

Цена и объем спроса имеют обратную зависимость. В общем виде она называется законом потребительского спроса. Согласно данному закону рост цен на предметы потребления неизбежно ведет к сокращению их потребления. В результате спрос на такую продукцию падает, а на рынке возникает переизбыток товаров. Соответственно, если уровень отпускных цен на потребительские товары снижает, объем желающих их приобрести увеличивается, а спрос растет.

Действие данного закона имеет одно важно ограничение. Все прочие условия считаются неизменными. Под прочими условиями в данном случае имеются в виду факторы неценового порядка, оказывающие влияние на потребительское поведение. К таким факторам могут быть отнесены:

  • уровень доходов потребителей и изменение его величины;
  • изменение цен на товары-заменители и сопутствующие продукты;
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • количество покупателей;
  • инфляционные ожидания.

Все эти факторы также оказывают влияние на формирование, развитие и функциональную нагрузку потребительского поведения.

«Функции потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функциональная характеристика потребительского спроса

Потребительский спрос играет важнейшую роль в системе рыночного хозяйства, выступая в качестве связующего звена между потребителями и производителями, а также отражая общие тенденции развития потребностей в современном обществе.

На микроуровне потребительский спрос выступает двигателем торговли. Именно посредством его удовлетворения товаропроизводители извлекают прибыль от своей финансово-хозяйственной деятельности. Чем выше степень удовлетворения потребностей покупателей, тем выше уровень конкурентоспособности бизнеса и его продукции.

На макроуровне, то есть на уровне государства в целом, потребительский спрос играет не менее важную роль. Его активизация и развитие выступают одним из важнейших факторов экономического роста национальной экономики.

Замечание 1

Таким образом, потребительский спрос как экономическая категория, выполняет одну из важнейших функций рыночных систем, а именно стимулирует производство и регулирует процесс установления равновесных отпускных цен.

Потребительский спрос в экономике описывается при помощи специальной функции. Рассмотрим ее более подробно.

Характеристика функции потребительского спроса

Основополагающим и наиболее важным фактором потребительского спроса считается его цена. В связи с этим в экономике потребительский спрос зачастую рассматривают в качестве функции цены.

Чаще всего под функцией потребительского спроса следует понимать зависимость между объемом (величиной) спроса и ценой экономического блага.

Объем спроса представляет собой то количество товаров, которое потребитель может и реально готов приобрести при определённом уровне цен.

Функция потребительского спроса, как правило, задается таблицей, формулой или графиком. Наиболее известным ее воплощением считается кривая спроса. В общем виде она представлена на рисунке 1. Рассмотрим ее более подробно.

Графическое отображение функции потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Графическое отображение функции потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В экономике построение функции имеет свои особенности. В отличии от математики, аргумент функции потребительского спроса (то есть цена на товар или услугу) откладывается по вертикальной оси «Р» («Price»), само же значение функции (то есть количество товара, которое потребители готовы приобрести) откладывается по горизонтальной оси «Q» («Quantity»).

Каждая точка, расположенная на кривой потребительского спроса отображает определённое (равновесное) сочетание отпускной цены за товар и величины спроса на него. На практике достижение экономического равновесия весьма затруднено.

Сдвиг точки на кривой спроса означает, что в результате изменения уровня цен на продукцию, объемы спроса не нее также претерпели смещение. Основным фактором изменения спроса в данном случае выступает цена. В том случае, если спрос на предметы потребления изменяется под воздействием факторов неценового порядка, происходит смещение самой кривой (влево, вправо, вверх или вниз).

Вместо цены ($P$) на вертикальной оси ординат могут располагаться иные факторы, такие как уровень доходов ($I$), количество покупателей ($N$), вкусы и предпочтения потребителей ($Z$), их ожидания ($W$) и пр.

Общая функция спроса принимает следующий вид:

$Qd = f (P, I, Z, W, N …)$

Таким образом, общая функция потребительского спроса отражает зависимость его величины, от различных факторов ценового и неценового порядка. Тем не менее, в процессе экономического анализа важная роль традиционно отводится предпосылке «при прочих равных условиях». Это означает, что все переменные, оказывающие влияние на конечную величину потребительского спроса, кроме изучаемых в данный конкретный момент времени, считаются постоянными.

Следовательно, функция спроса от цены принимает вид $Q = f(P)$. Свое визуальное воплощение она находит в линии спроса (кривой спроса), рассмотренной нами ранее.

Существует два основных вида линии спроса:

  • линейная ($Qd = a – bP$);
  • нелинейная ($Qd = a/b – (1/b) • Q)$).

Где: $a$ – максимальная величина спроса на товар, $b$ – тангенс угла наклона кривой спроса, $a/b$ – резервная цена.

Таким образом, линейная функция потребительского спроса отражает изменение его величин в зависимости от изменения уровня отпускных цен. Она носит название прямой. Обратная функция потребительского спроса, напротив, отражает изменение цен в зависимости от изменения величины спроса. Ее также называют обратной.

Дата последнего обновления статьи: 23.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot