Сущность потребительского спроса
Под спросом в общем смысле в экономике принято понимать платежеспособную потребность. Сам по себе спрос делится на два вида – спрос производства и потребительский спрос.
Потребительский спрос – спрос на предметы потребления.
Помимо этого существуют и иные подходы к его определению. В частности, под потребительским спросом понимается часть совокупного спроса, которая предъявляется со стороны индивидов и домохозяйств на потребительские товары. В развитых странах мира на его долю приходится свыше 60% совокупного спроса.
Также потребительский спрос определяют в качестве общей суммы денежных средств, затрачиваемых домохозяйствами на приобретение вновь созданных товаров и услуг, за исключением строительства и покупки жилья.
Основными характеристиками потребительского спроса выступают его величина и цена. Под величиной потребительского спроса следует понимать определенное количество товаров, которое покупатель готов приобрести при определенном уровне цен. Цена потребительского спроса представляет собой максимальную цену, которую потребители готовы заплатить за определённое количество товаров.
Между ценой потребительского спроса и его величиной существует обратная зависимость – при росте отпускных цен на продукцию, спрос на нее снижается и наоборот. Это называется законом потребительского спроса. Свое графическое воплощение он находит в так называемой кривой спроса (рисунок 1).
Рисунок 1. Кривая потребительского спроса и ее сдвиги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая точка на кривой спроса «D» отражает количество товаров и услуг, которые потребители готовы и реально могут приобрести при определенном уровне цен. Сдвиг точки на кривой спроса означает изменение этого соотношения: при прочих равных условиях при росте цен, объем спроса на потребительские товары снижается, а при сокращении цен – растет.
Сама по себе кривая потребительского проса также может смещаться вправо или влево, вверх или вниз. Смешение кривой вправо указывает на рост спроса на потребительские товары, а сдвиг влево – на его уменьшение.
Формирование и последующее изменение потребительского спроса происходит под воздействием различных факторов. Рассмотрим их более подробно.
Факторы, определяющие потребительский спрос
На величину потребительского спроса, его характер и структуру оказывает влияние множество факторов. Все они условно могут быть разделены на две группы:
- ценовые факторы;
- неценовые факторы.
Основополагающим фактором изменения спроса выступает уровень отпускных цен на товары потребления. Чем ниже цены, тем выше спрос. Растут цены, спрос снижается.
В то же время спрос на потребительские товары и услуги определяется потребительским поведением, которое формируется под воздействием различных, в том числе неценовых факторов.
При условии постоянства цен, величина потребительского спроса определяется следующими факторами:
- уровнем доходов потребителей (номинальным и реальным);
- потребительскими вкусами и предпочтениями;
- числом покупателей на рынке;
- качеством и доступностью товаров и услуг;
- ожиданиями потребителей относительно будущего и пр.
Основополагающая роль среди неценовых факторов отводится уровню доходов потребителей. Чем выше доходы, тем шире спрос, касается это как количества приобретаемых благ, так и их качества. Соответственно, при снижении уровня доходов, в том числе реальных, потребители стремятся к экономии, отказываясь от дорогих товаров и заменяя их на более дешевые аналоги.
В случае влияния ценовых факторов сама кривая потребительского спроса остается на месте, сдвигается лишь точка этой кривой. В том же случае, если на потребительское поведение оказывают влияние факторы неценового порядка, происходит сдвиг самой кривой потребительского спроса.
На практике спрос на потребительские товары зачастую формирует под одновременным воздействием факторов ценового и неценового порядка. Их знанием позволяет понять основы формирования потребительского спроса.
Основы формирования потребительского спроса
Основой формирования потребительского спроса выступает потребительское поведение. Именно оно выступает решающим фактором формирования объемов спроса и потребления.
Базовыми предпосылками, определяющими поведение потребителей на рынке, выступают их доходы, предпочтения и цены на необходимые им товары. Помимо этого на потребительский выбор оказываются влияние факторы социокультурного порядка, личностные и психологические особенности индивидов.
Основные предпосылки потребительского поведения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Предпосылки потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Потребительское поведение, формирующее спрос на товары и услуги, обладает определённой спецификой. Оно способно менять в зависимости от продукции, которую намерен приобрести покупатель. В маркетинге принято выделять четыре основных типа потребительского поведения: сложное, поисковое, неуверенное и привычное. Для каждого из них используются свои стратегии и тактики привлечения.
От формирования спроса каждого конкретного потребителя зависит формирование общего рыночного потребительского спроса. Именно поэтому целесообразно рассмотреть основы формирования спроса на микроуровне, то есть на уровне товаропроизводителей и рыночных агентов.
Основным инструментом формирования потребительского спроса выступает реклама. С ее помощью подчеркивается полезность и активизируется внимание потребителей на конкретной продукции, побуждается их интерес к ее приобретению и т.д. Помимо рекламы широкое распространение в современном мире получили демонстрационная, выставочная, ярморочная, информационно-издательская и представительская деятельности. Все они ориентированы на привлечение внимания потребителей и их стимулирование к приобретению определённых видов потребительской продукции.
На макроуровне формирование спроса поддерживается государством. Отдельные отрасли производства подлежать субсидированию. В современной России наблюдается активная поддержка отечественных товаропроизводителей.