Спросом можно назвать желание или, более того, готовность стать владельцем определённого блага в том или ином количестве, которое зависит от цены на само благо. Спрос на определённое благо на рынке формируют группы людей с разными профессиями, предпочтениями и доходами – потенциальные покупатели. Он напрямую зависит от их финансовых возможностей, личных убеждений, вкусовых наклонностей, а также от уровня цен (как на само благо, так и на другие блага на рынке). Все перечисленные факторы переменны. Больше всего нас интересует цена. Особенно то, каким образом она влияет на формирование спроса, при равенстве остальных перечисленных выше факторов.
Отдельное внимание стоит обратить на то, что спрос – это не просто желание приобрести некое благо. Это, в первую очередь, готовность заплатить за него установленную цену. Будет намного понятней, если рассмотреть всё это на примере с пирожками. Многие потребители захотят приобрести пирожки, если те будут бесплатными. Но, если установить на них определённую цену, количество желающих значительно снизится. Именно это количество и будет «действительным» спросом, то есть числом потребителей готовых приобрести пирожки по той или иной установленной цене.
Одной из важных характеристик спроса является период времени, на который он предъявлен. Можно рассматривать спрос в течение дня, месяца или любого другого периода. Для большего удобстваьв последующем предлагаем рассматривать понятие спроса в течение дня.
Следующей характеристикой спроса является его объем. Под ним подразумевают конкретное количество блага, по конкретной цене, которое потребители захотят купить за определённый период времени. Учитывая, что цена имеет огромное влияние на спрос, с увеличением цены на благо объемы спроса будут падать. Рассмотрим это на примере пирожков. Если их цена будет составлять $15$ рублей, потребители смогут купить $100$ пирожков в день. При цене в $10$ рублей, объем спроса увеличиться до $150$ пирожков в день. Спрос – это множество его объёмов при всех возможных значениях цены. Если мы возьмём зависимость объёма спроса от цены, мы получим функцию спроса.
Функцию спроса можно изобразить в виде:
- таблицы;
- графика.
Таблица спроса
Таблица - это один из наиболее простых способов изображения функции спроса. В одну из колонок вписываются значения цен, в другую – объемы спроса, которые им соответствуют. Легко проследить, что с падением цены, объемы спроса растут.
Рисунок 1.
Несмотря на свою простоту, способ изображения спроса в виде таблицы является не самым удобным. По сути, это просто перечень цен и объемов. Если взять все возможные цены, и сопоставить им объемы, - места в такой таблице не хватит. Кроме того, таблица не продемонстрирует скорость изменения объема спроса при изменении цены.
График спроса
График – более удобный способ отображения функции спроса. Именно таким способом на протяжении долгих лет пользуются экономисты. Каждая точка в плоскости графика имеет координаты по вертикали и горизонтали. Вертикальная ось, по традиции, представляет собой шкалу цен, а горизонтальная – количество товаров или услуг (благ). Все значения задаются в определённых масштабах. Любая точка в плоскости графика будет соответствовать определённому значению цены и количества.
Если по очереди взять все возможные значения цены, и определить соответствующее им значение количества (объема спроса), обозначив эти места на графике точками, после их соединения, мы получим кривую спроса.
Рассмотрим это на примере:
Рисунок 2.
Вертикальная ось $P$ (price) отображает значение цены. Горизонтальная - $Q$ (quantity) – количество. Приравниваем единицу деления вертикальной оси к денежной единице и размещаем их с интервалом в $5$ рублей. На горизонтальной оси единица длины соответствует единице количества блага. Шаг деления составляет $500$ пирожков. Если предположить, что мы можем прогнозировать объем спроса при определённом значении цены, то вполне можно изобразить всю функцию спроса. Получившая линия называется кривой спроса. Она отображает сколько того или иного товара будет куплено по указанной цене в определённый промежуток времени.
Благодаря кривой спроса мы можем проследить, как с падением цены возрастает объем спроса. Это и есть основной закон спроса. Его можно объяснить несколькими факторами:
- Желанием потребителя (например, потребитель согласится купить на один пирожок больше, если тот будет стоить дешевле);
- Личными предпочтениями. У всех потребителей разное отношение к пирожкам. Одни покупают любимые пирожки за любую цену, другие покапают только те, что подешевле.
- Разницей в доходах. Одни потребители могут позволить покупать пирожки по любой цене, а другие – только по низким ценам.
Именно поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. Если цена на пирожки будет слишком высокой – их смогут купить только некоторые потребители с хорошими доходами. При более низкой цене – спрос на пирожки возрастет. При этом их смогут себе позволить боле бедные потребители.
Если бы пирожки продавались бесплатно, все желающие смогли бы ими насытиться. В этом случае спрос бы постепенно увеличился. На графике кривая спроса в этом месте пересекает ось количества. В точке пересечения мы получаем максимальный объём спроса. В обратном случае, если цена на пирожки значительно возрастает – потребители постепенно начинают отказываться их покупать. Соответственно, спрос падает и снижается до нуля. На графике в этой точке кривая спроса пересекает ось цены, образуя нулевой спрос.
Точно так же образуется кривая спроса и на другие блага на рынке. В любом случае, она будет иметь отрицательный наклон и точки максимального и нулевого спроса.
Разновидности кривой спроса
Существуют некоторые разновидности формы кривой спроса. Так, в случае, если цена не сильно влияет на объем спроса, образуется неэластичный спрос. Другими словами, значительное изменение цены приведёт к незначительному изменению объема спроса. Кривая будет иметь следующий вид:
Рисунок 3.
Даже при увеличении цены, потребители будут вынуждены покупать такое благо. Но снижение цены, при этом, не приведёт к увеличению объёмов. Неэластичный спрос образуется, например, на рынке лекарств, спичек, соли и.т.д.
В противном случае, когда спрос оказывается очень чувствительным к цене, даже небольшое изменение цены может привести к значительному изменению объёмов. Так образуется высокоэластичный спрос. На графике его кривая будет иметь следующий вид:
Рисунок 4.
Таким видом спроса обычно пользуются блага, которые не являются необходимыми и незаменимыми. При значительном увеличении цены потребитель может совсем отказаться от такого блага и заменить его на какое-нибудь другое. К примеру, если увеличится цена на пряники, люди чаще станут покупать пирожные или торты.