Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Спрос в микроэкономике

Определение спроса

Субъекты микроэкономики, т.е. потребители и производители (продавцы), взаимодействуют между собой на рынке, между ними осуществляется процесс обмена по договорной цене. Потребитель на рынке товаров и услуг выступает как покупатель, который предоставляет продавцу свои средства.

Определение 1

Спрос – это то количество благ, которое покупатель может приобрести при определенном ценовом уровне в определенное время.

Спрос единичного потребителя является индивидуальным спросом. Чем ниже уровень цен на товары, тем более привлекательными они будут для покупателя. Подобная обратная зависимость цены товара и величины спроса довольно устойчивая, и позволяет вывести закон спроса, который заключается в следующем:

Определение 2

Повышение цены на блага сопровождается снижением спроса на них, а уменьшение цены порождает повышение количества благ, которое желает получить потребитель

Математически закон спроса выражается функцией спроса, которая имеет вид:

Функция спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функция спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

где $Q(d)$ – объемы спроса; $P$ – цена товара.

Зависимость между ценой и объемом спроса можно представить графически при помощи кривой спроса (Рисунок 2)

Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Спрос в микроэкономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Факторы формирования спроса на рынке

Рыночным спросом является сумма спроса всех покупателей в данный момент времени при данном ценовом уровне. Разные покупательские способности делают различным спрос на товар с определенной ценой. Таким образом, каждому покупателю будет соответствовать своя кривая индивидуального спроса на определенный товар. Общая сумма всех кривых индивидуального спроса будет создавать кривую рыночного спроса, показывающую общую величину спроса всех покупателей при любых ценах (Рисунок 3).

Рыночный спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Рыночный спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо цен на изменение спроса оказываю влияние неценовые факторы. Отличием является то, что под влиянием неценовых факторов объем изменяется при перемещении самой кривой спроса, а не передвижении точки, в случае влияния цены (Рисунок 4).

Влияние неценовых факторов на спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Влияние неценовых факторов на спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Повышение уровня спроса влечет к передвижению вправо кривой спроса, а снижение к перемещению влево.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на спрос:

  1. Уровень доходов потребителей
  2. Индивидуальные предпочтения (вкусы, потребности)
  3. Цены на товары-субституты
  4. Общее количество потребителей
  5. Потребительские ценовые ожидания.

Таким образом, учитывая все ценовые и неценовые факторы, функция рыночного спроса будет иметь следующий вид:

Функция рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Функция рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как G обозначаются предпочтения потребителей, P (sub), P(com) – стоимость товаров-субститутов, N – общее количество покупателей, W – ожидания потребителей по цене.

Наглядно демонстрирует формирование спроса на рынке следующая схема:

Формирование спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 6. Формирование спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Неценовые факторы оказывают влияние на спрос следующим образом: изменение потребительских доходов имеет обратное влияние на изменение спроса, т.е. при увеличении доходов уровень спроса на нормальные товары и предметы роскоши повышается, а на низкокачественные – уменьшается. Спрос на нейтральные товары не зависит от изменений в доходах потребителей.

Реклама, мода, новые технологии и т.д. могут изменять предпочтения потребителей. Достаточно сложно провести оценку данного фактора. В нередких случаях один и тот же фактор может оказывать различное влияние на всевозможные группы населения.

Повышение цен на взаимозаменяемые товары приводит к увеличению спроса на исследуемый товар и наоборот.

Прямое влияние на спрос оказывает количество потребителей. Чем больше приверженцев товара, тем большим будет спрос на него.

Ожидание будущего изменения цен приводят к изменению в спросе в текущем периоде. Например, наличие вероятности повышения уровня цен (инфляция или же повышение цены на необходимый товар) приводит к росту спроса в настоящем времени, и, наоборот, если ожидаются сезонные скидки, то спрос в настоящем времени будет ниже.

Особенности формирования спроса

Как известно, одинаковые по характеристикам товары могут иметь отличия. Другими словами, имеют место быть разные виды товаров. Выделяют два основных вида: нормальные товары и товары низшей категории.

Экономическая наука разграничивает их по тому, как уровень спроса на рынках данных товаров оказывает реакцию на изменения в доходах потребителей.

Основная масса товаров – это товары нормальной категории. Они характеризуются тем, что чем выше доходы покупателей, тем в больших количествах они хотели бы приобретать таких товаров.

Нормальными товарами являются товары, увеличение спроса на которые происходит при повышении дохода потребителей.

Именно поэтому информация о повышении зарплат или других доходов доставляет радость продавцам. Поскольку они знают, что увеличится спрос на их товары, возможно и при повышении цены.

Особой разновидностью нормальных товаров являются товары престижного спроса. Так обозначаются те товары, которые покупатели приобретают для демонстрации успеха и высокого уровня благосостояния. Такая модель поведения характерна для людей всех стран.

Важнейшей чертой качества престижных товаров является далеко не качество изготовления, конструкция или характеристики. Главным признаком таких товаров является высокая цена. В случае низкой цены, товар стал бы более доступен и потерял свою ценность. Именно поэтому подобные товары выпускаются относительно небольшими количествами, а стоимость придерживается высокого уровня. Объемы продаж товаров престижного спроса повышаются лишь тогда, когда увеличивается количество потребителей, готовых к демонстративному потреблению и имеющих высокие доходы.

Отличительной особенностью товаров низшей категории является то, что рост доходов покупателей обратно пропорционален спросу на них. Такие товары быстро заменяются другими более ценными, при условии, что на покупку последних у потребителей хватает средств.

Товары низшей категории – это такие товары, на которые уровень спроса может упасть при увеличении покупательских доходов.

К типичным представителям данной категории относятся товары первой необходимости: хлеб, картофель, рыба. Отношение таких товаров к этой категории не говорит о том, что они низкого качества. Дело в том, что пока люди имеют низкий доход, спрос на подобные товары формируется так же, как и на любой товар, относящийся к категории нормальных товаров. При малейшем увеличении доходов разграничение между товарами нормальной и товарами низшей категории становится более видимым.

Таким образом, ясное понимание законов изменения спроса на товары различных видов дает возможность к принятию более обоснованных решений, как производителям, так и правительству при решении проблем регулирования экономики страны в целом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot