Сущность понятия «услуга»
Услуга – это благо, представленное в форме деятельности.
Она совершается одним экономическим агентом в пользу другого. Ее отличительной особенностью является тот факт, что услуга создается, продается и потребляется одномоментно. Под услугой понимается возможность использования материального блага без передачи права владения им. Еще одним вариантом услуги является изменение свойств объекта, без изменения права собственности на него.
Услуга создается совместно с клиентом. Эта процедура состоит из проектирования и создания блага, исполнения заказа и оценки или приемки услуги.
Все услуги принято разделять на следующие категории:
- Поставка потребителю материальной продукции.
- Поставка потребителю нематериальной продукции.
- Предоставление нематериальной продукции.
- Создание благоприятных условий.
Услуги могут быть социально-культурными и материальными. Часть из низ направлена на удовлетворение материально-бытовых потребностей. Они обеспечивают возможность восстановить бывшее качество услуг и товаров. В структуру рынка услуг входят ремонт, бытовые услуги, обслуживание в жилищно-коммунальной сфере, сфере питания и так далее. Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные и интеллектуальные потребности, поддерживают нормальную жизнедеятельность.
Они так же могут быть коммерческими и частными, вынужденными и добровольными. Услуги могут быть бесплатными, платными, мгновенными, длительными, государственными, анонимными и так далее.
Распространенными типами услуг являются риэлторские, юридические, бухгалтерские, консалитнговые. Все они представляют собой сложный комплекс мероприятий, требующих специальной профессиональной подготовки. Часто эти функции, выполняемые специальными подразделениями на предприятии, передаются в аутсорсинг специализированным компаниям, которые полностью берут на себя выполнение данных обязательств.
Таким образом, услуга является экономическим благом, которое создается, реализуется и потребляется одномоментно.
Современный рынок услуг
С одной стороны, рынок услуг является достаточно старым явлением. Появление обмена и денег требовало определенного сопровождения. Поэтому всегда существовал небольшой круг услуг, которые покупатели были готовы приобретать. Однако, современный рынок услуг сформировался относительно недавно, он продолжает активно развиваться.
Рынок услуг представляет собой одну из разновидностей рыночных структур, которая выделяется из ранее единого рынка товарно-денежных ценностей. Объектом продажи могут быть совершенно разнообразные услуги от самых элементарных до сложных, требующих специальной квалификации. Сегодня услуги обращаются в экономических отношениях согласно правилам и законам обмена, которые взяты из товарного производства. Рынок услуг увязывает между собой спрос и предложение, тем самым устанавливая равновесную цену на конечное благо.
Стоит отметить, что рынок услуг способствует развитию рынку материально-вещественных благ. Сегодня он является одним из критериев конкурентоспособности национального хозяйства.
Рынок услуг отличают следующие характеристики:
- Динамика рыночных процессов.
- Спрос на услуги сильно сегментирован.
- Услуги дифференцированы.
- Рынок сегментируется территориально.
- Капитал обращается быстрее, чем на товарном рынке.
- Рыночные барьеры преимущественное неценовые.
- Массовость.
Рынок услуг не имеет четких границ, ему присущ высокий уровень адаптационных свойств. Стоит отметить, что для любого национального хозяйства характерно большое количество бесплатных услуг. Это феномен, имеющий объективный характер. Общественные блага создаются или поддерживаются государством с целью предоставления всеобщего доступа к ним. Оплата этих благ происходит косвенным путем, обычно через систему налогообложения.
Перспективы рынка услуг
Основная тенденция мирового рынка услуг на ближайшее десятилетие заключается в том, что происходит заметное усиление позиции стран Юго-Восточной Азии. Особенно важное место они занимаются в области обрабатывающей промышленности. Повышается роль этих стран в поставках техники в рамках глобальной цепочки формирования стоимости. Так же сохраняется лидерство крупных передовых стран в области поставки и обслуживания сложного технического оборудования.
То есть, перспективным направлением мирового рынка услуг является рост экспорта услуг обрабатывающих отраслей. Причем ожидается расширение услуг по обслуживанию и ремонту оборудования. Прежде всего, это связано с тем, что международная торговля замедляется. Интенсивность взаимодействия между странами так же снижается. После 2000 в мире сильно возрос парк сложной техники. Это долгосрочное вложение, которое требует постоянного обслуживания и модернизации, поэтому именно на последние два действия и повыситься спрос в мире в ближайшее десятилетие.
Та же тенденция характерна для сферы строительных и инженерных услуг. Здесь высок спрос на экспорт проектов в области энергетики, транспорта, инфраструктуры и городского строительства. Так же наблюдается изменение в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Многие предприятия переходят в частные руки, что требует пересмотра качества и технологии оказываемых ими услуг. Растет конкуренция между компаниями, так как повышается требование к качеству предоставляемых услуг строительства.
На особенности развития мирового рынка услуг оказывают влияние международные организации, например, всемирная торговая организация. Она устанавливает правила взаимодействия между участницами, вводит ограничения, а также стимулирует определенные направления деятельности. Раньше мировой рынок услуг определялся спросом потребителей, но в последнее время это изменилось. Теперь основной тон задают потребности производителей.