Платные услуги – это услуги, выступающие объектом купли-продажи и реализуемые по цене, покрывающей издержки исполнителя услуги и обеспечивающей ему прибыль.
Состояние сферы платных услуг и их основные виды
Для развитых стран характерно увеличение объёма производства услуг импорта и экспорта, возрастание доходов от сервисного обслуживания, рост занятости в данной сфере и обострение конкуренции. Происходящие в сфере сервиса изменения на мировом уровне столь существенны, что современная экономика уже определяется как «сервисная», или «экономика услуг».
Важный элемент сферы услуг – это бытовое обслуживание, которое включает предоставление платных услуг населению. Рост благосостояния и дефицит свободного времени работающего населения делает платные услуги более востребованными. Развитие сектора платных услуг позволяет освобождать время для отдыха, общения и самореализации, что повышает социальную и экономическую значимость бытовых услуг для повышения качества жизни населения. По сути, состояние сферы платных услуг выступает своеобразным индикатором социально-экономического развития.
В большей степени бытовое обслуживание развито в крупных населенных пунктах, что объясняется имеющимся в них высоким потребительским спросом и концентрацией товаропотоков.
В современной системе платных услуг можно выделить следующие элементы:
- Общественное питание. Этот сектор включает общедоступные кафе, столовые, закусочные, буфеты, кондитерские, рестораны и бары. Кроме того, в эту группу входят столовые и буфеты при учреждениях, предприятиях и организациях, а также фирмы, занимающиеся изготовлением кондитерских и кулинарных изделий.
- Оказание бытовых услуг населению: ремонт обуви, одежды и головных уборов; изготовление обуви и пошив одежды; ремонт и обслуживание транспортных средств; ремонт мебели и бытовой техники; ремонт и строительство жилья; фотостудии, парикмахерские, услуги проката, ритуальные услуги и другие бытовые услуги.
- Оказание транспортных услуг населению на внегородских внутригородских маршрутах.
- Предоставление услуг связи: телесвязь, междугородная и международная телефонная связь, почтово-телеграфное обслуживание.
- Жилищно-коммунальные услуги: услуги по обслуживанию жилого хозяйства, услуги отелей и общежитий; коммунальные услуги и т. д.
- Услуги детских учебных заведений единой системы образования в школах-интернатах, детских садах, платных отделениях в вузах и техникумах.
- Услуги культуры и искусства. В данную группу входят услуги кинотеатров, концертных организаций и театров, цирков, музеев, зоопарка, аттракционов, парков культуры и отдыха.
Проблемы и перспективы развития платных услуг в России
В России показатели развития сферы платных услуг соответствуют уровню развитых стран на постиндустриальном этапе развития экономики. Однако окончательный переход отечественной системы экономики к постиндустриализму пока не завершен. В частности, на международном рынке Россия, как и ранее, является, прежде всего, поставщиком сырьевых ресурсов. Вместе с тем динамика национальной экономики после перехода от административно-плановой до рыночной системы хозяйствования во многом зависит от динамики сферы платных услуг.
В настоящее время эффективное функционирование сферы услуг в России сдерживается факторами:
- отсутствие механизма регулирования сферы бытового обслуживания на долгосрочный и среднесрочный период;
- дифференциация регионов по степени обеспеченности платными услугами, предполагающее отсутствие ряда бытовых услуг в удаленных и труднодоступных районах;
- низкое качество предоставляемых услуг по сравнение со среднемировым уровнем;
- неразвитая инфраструктура предприятий бытовой сферы для инвалидов (небольшое число пандусов и парковок для малоподвижных категорий населения т. д.);
- неполное соответствие номенклатуры предоставляемых услуг потребностям современного населения страны, прежде всего молодежи;
- неразвитость предприятий, которые способны предложить бытовое обслуживание по типу «мультисервис»;
- низкая правовая грамотность жителей в части гарантийного и сервисного обслуживания, а также положений закона «О защите прав потребителей».
Решение указанных проблем возможно посредством реализации следующих направлений по развитию российского сектора платных услуг:
- Совершенствование инфраструктуры бытового обслуживания городского и сельского населения для создания комфортных условий жизни благодаря рациональному и социально-обоснованному размещению организаций бытового обслуживания территории населенных пунктов, учёту интересов общества и обеспечению территориальной доступности таких предприятий.
- Повышение качества оказания платных услуг через подготовку квалифицированного персонала и формирование новейшей системы управления кадрами организаций и предприятий отрасли.
- Информационное наполнение сферы платных услуг населения. Необходимо развивать инфраструктуру бытового обслуживания и создавать комфортные условия проживания, а также повышать качество оказываемых услуг, что требует своевременного предоставления населению информации относительно услуг, предприятий, акций в области бытового обслуживания.
- Повышение социальной ориентированности объектов бытового обслуживания на оказание услуг малообеспеченным категориям граждан, привлечение предприятий к благотворительным программам, предоставление скидок на платные услуги социально-незащищенным группа населения.
- Усиление значимости малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг населению, так как оно способствует наращиванию адаптивности и гибкости экономики, формированию среднего класса, сокращению уровня безработицы. В конечном итоге необходимо увеличивать долю малого и среднего предпринимательства в структуре валового внутреннего продукта как на уровне отдельных регионов, так и на уровне страны в целом.