Свободные экономические зоны – это часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Основные сведения о свободных экономических зонах в России
Одним из актуальных и эффективных инструментов государственного управления и регулирования национальной экономики последних лет в Российской Федерации являются свободные экономические зоны. Свободные экономические зоны представляют собой отдельные территории страны, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Особый режим осуществления предпринимательской деятельности заключается в наличии минимальных административных барьеров (в виде необходимости прохождения регистрационных и лицензионных процедур, проведения проверок государственными органами, оформления отчетности, получения согласий на совершение тех или иных действий и т.д.). Кроме того, хозяйствующим субъектам предоставляются налоговые льготы, таможенные преференции, сниженные цены на аренду и выкуп земельных участков.
Также нельзя не отметить, что на первом этапе реализации инвестиционного проекта предприниматели получают помощь и дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний свободной экономической зоны.
Свободные экономические зоны рассматриваются в качестве одного из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Реализация этого проекта началась Правительством России в 2005 году. Предназначение свободных экономических зон заключается в развитии национальной экономики, а именно таких ее отраслей, как обрабатывающая промышленность, сфера высоких технологий (в том числе их разработка и коммерциализация), туризм, санаторно-курортная сфера, транспортная и портовая инфраструктура, производство новых видов продукции.
В связи с этим типология свободных экономических зон в Российской Федерации выглядит следующим образом:
- Свободные экономические зоны промышленно-производственного типа;
- Свободные экономические зоны технико-внедренческого типа;
- Свободные экономические зоны туристско-рекреационного типа;
- Портовые свободные экономические зоны.
Цели создания свободных экономических зон в России
Цели создания и эксплуатации свободных экономических зон существуют как у государства, которое инициирует реализацию этого проекта, так и у инвестора, которого государство приглашает принять в нем участие.
Благодаря данному инструменту государство осуществляет в стране политику импортозамещения и развития экспортной базы. Это становится возможным за счет привлечения прямых иностранных капиталов, которые приносят с собой в страну передовые технологии, новые методы организации производства и труда. Также в стране создается дополнительное количество новых рабочих мест, которые способны воспроизводить большую добавленную стоимость.
Инвесторы, принимая участие в реализации подобного рода проектов, прежде всего, рассчитывают получить выгоду за счет снизившихся затрат на уплату налоговых и таможенных платежей, на прохождение административных барьеров. Еще инвесторов привлекают возможности по использованию дешевой рабочей силы, по получению доступа к уже готовой инфраструктуре, по приближению производства к потребителям (т.е. по снижению транспортных и логистических издержек).
Пути совершенствования свободных экономических зон в России
В настоящее время свободные экономические зоны рассматриваются как один из главных инструментов, с помощью которого можно обеспечить на долгие годы вперед устойчивое социально-экономическое развитие страны. По мнению экспертов, это может стать реальностью только в том случае, если будут усовершенствованы их механизм и законодательство.
Во-первых, предлагается разделить существующие свободные экономические зоны на две группы: зоны федерального уровня и зоны регионального уровня. Благодаря этому можно разграничить предприятия по объемам предлагаемых ими инвестиций, по масштабам предоставляемой им помощи, по учету специфики региональных и местных рынков и т.д. При этом все равно рекомендуется оставить за Правительством России право окончательного решения насчет создания свободной экономической зоны любого уровня.
Также специалисты рекомендуют более детальным образом расписать цели и задачи создания свободных экономических зон. Это сделает возможным использование количественно измеряемых критериев эффективности деятельности той или иной зоны и ее резидентов. Кроме того, у управляющих компаниях и резидентов на местах появится четкое представление о том, ради чего они занимаются развитием свободной экономической зоны.
Еще одна рекомендация специалистов связана с углублением типологии свободных экономических зон в России. На данный момент законодательно в России существует 4 типа, что несколько ограничивает возможности применения данного инструмента. Во-первых, предлагается внедрить еще один тип зон – комплексные. Во-вторых, предлагается, используя международную практику, каждый тип поделить на нескольких видов. Детализированная классификация типов и видов свободных экономических зон позволит гибко регулировать процесс зонального строительства в стране.
Помимо сказанного, необходимо смягчить условия участия в деятельности свободных экономических зон субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, вряд ли они располагают теми многомиллионными суммами, которые законодатель требует от резидентов в качестве капитальных вложений. Возможно, нужно создать отдельные свободные экономические зоны, ориентированные на работу именно с субъектами малого и среднего предпринимательства.