Цели социальных инвестиций
Социальные инвестиции - это новая ступень во взаимоотношениях между обществом, бизнесом и властью. Но ключевым моментом является их актуальность и востребованность. Они должны отражать ожидания и учитывать интересы всех участников, повышать уровень и качество жизни населения.
Действия участников социального инвестирования направлены на реализацию определенных целей.
Рисунок 1. Виды целей социального инвестирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономические цели подразумевают ожидаемые доходы инвестора. В этом случае они ничем не отличаются от инвестиций в производство товаров или услуг. Поэтому при разработке инвестиционного проекта рассчитываются стандартные показатели экономической эффективности. Это срок окупаемости проекта, внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход. Источником социальных инвестиций должны быть частные инвесторы.
В качестве социальной цели выступает прирост объема соответствующих социальных услуг. Общая цель социального инвестирования состоит в повышении качества жизни людей. Источником инвестиций выступают федеральный, региональный и местные бюджеты. Экономические показатели, указанные выше не рассчитываются, также невозможно оценить бюджетную эффективность.
Категория уровень жизни состоит из таких элементов, как здоровье, пища, одежда, жилище, занятость, условия труда, образование и социальное обеспечение. Основными показателями уровня жизни населения являются:
- денежные и реальные доходы на душу населения, зависящие от уровня заработной платы, социальных выплат, льгот, налоговых отчислений и т.д.;
- число социальных услуг на бесплатной основе (медицина, образование, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание);
- уровень безработицы и структура расходов населения.
При реализации инвестиционного проекта в зависимости от сферы социальной отрасли, целевой аудитории, ставятся цели социального инвестирования.
В зависимости от ситуации, целью социального инвестирования может быть как извлечение прибыли, так и повышение качества жизни и развитие человеческого потенциала. Также целью выделяют и комбинацию двух целей. В этом случае усложняется оценка показателей и критерий эффективности социальных инвестиций.
Основные направления социального инвестирования
Переход экономики в постиндустриальную стадию предусматривает структурную перестройку в пользу социальной сферы: науки, искусства, образования, здравоохранения и культуры.
Выделяют четыре направления социального инвестирования:
- инвестиции в объекты социальной среды (инвестиции в объекты социальной инфраструктуры, развитие культурного и рекреационного потенциала территории, поддержание экологического баланса);
- производственные инвестиции социальной направленности (повышение эффективности производства, предоставление социальных товаров, рост объема социальных товаров на душу населения);
- инвестиции в инновации (креативная сфера) и нооосферу (разработка, покупка и внедрение новых, прогрессивных социальных технологий);
- инвестиции в человеческие ресурсы (повышение потенциала персонала, взаимодействие с академической средой, системой здравоохранения и организации отдыха населения).
Первые три направления социального инвестирования являются внешними по отношению к организации. Вложения в людей – это внутренние социальные инвестиции. Сотрудник развивается на своем собственном уровне, расширяет знания и компетенции, проявляет себя как ценный работник.
Внутренние социальные инвестиции включают следующие направления:
- инвестиции в корпоративную культуру;
- инвестиции в обучение и повышение квалификации;
- забота о здоровье персонала;
- социальные пособия и материальное поощрение.
Компании стремиться к полноценному партнерству и работе в тандеме со своими сотрудниками, которые имеют желание работать и добиваться результатов. Такие работники обычно отличаются высокой адаптацией к различным изменениям, широким кругозором, гибкостью, любознательностью, постоянной потребностью в обучении.
При распределении социальных инвестиций в развитие персонала применяется дифференцированный подход. Но прежде всего, оценивается потенциал каждого сотрудника и его стремление к карьерному росту. В противном случае вложения будут нецелесообразны и экономически невыгодны.
Социальные инвестиции бизнеса
Под социальными инвестициями бизнеса или корпоративными социальными инвестициями понимают материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства предприятий, которые ориентированы на социальный и экономический эффект. Это осуществляется в рамках реализации социальных программ, разработанных с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Социальные инвестиции компаний осуществляется путем реализации внутренних и внешних социальных проектов. Они занимают прочное место в корпоративной стратегии и являются частью практики многих российских компаний. Но приоритетным направлением являются социальные программы, ориентированные на развитие персонала.
Развитие социального инвестирования как вида деятельности предприятия способствует формированию имиджа и деловой репутации бизнеса, что говорит о долгосрочных вложениях в нематериальные активы.
Корпоративные социальные инвестиции классифицируются по следующим признакам:
- цель инвестирования (обеспечение безопасности и стабильности общества, поддержание стабильного уровня производства товаров/услуг, повышение эффективности производства социальных товаров и т.д.);
- тип инвестирования (непосредственно социальные инвестиции, опосредованные социальные инвестиции);
- объект инвестирования (инвестиции в объекты социальной сферы, инвестиции в креативную и инновационную сферу и производственные инвестиции);
- уровень влияния реализации инвестиционного проекта (макроуровень, мезоуровень и микроуровень);
- формы и инструменты инвестирования (инвестиции с прямым положительным эффектом, с рассеянным положительным эффектом, с косвенным эффектом, опосредованным эффектом);
- ожидаемое влияние на финансовые результаты (инвестиции, обеспечивающие увеличение или снижение доходов);
- по организационным формам (инвестиционный проект и инвестиционный портфель).