Социально-экономическое положение региона
Социально-экономическое положение региона – это объективные и субъективные факторы, определяющие текущее состояние хозяйственной системы и благосостояние населения, проживающего на определенной территории.
Управление регионами осуществляется в рамках реформирования. Как правило оно следует стратегическому долгосрочному плану развития территорий и национального хозяйства в целом. Это происходит с учетом вклада регионов в совокупный результат, что определяется конкретными предпосылками и действующими объективным ограничениями.
Сложность управления регионами заключается в том, что с одной стороны это территории, которые конкурируют между собой и стремятся завоевать свое место на внутреннем рынке. С другой стороны, они не должны противоречить друг другу и нарушать нормальное функционирование национального хозяйства. Экономика регионов по определению не может быть однородной. Например, в России некоторые из регионов обладают большими природными ресурсами, другие, напротив, нуждаются в поставках сырья и энергии. Распределение средств в системе проводится централизовано. Сначала они аккумулируются в федеральный бюджет, а затем по целевому признаку распределяются между территориями.
Помимо экономического положения региона важным показателем является социальный аспект. Уровень жизни населения оказывает прямое влияние на спрос и на стимулирование предложения. Кризисы первыми ударяют по регионам и их жителям. Особенно разрушительными они становятся для тех территорий, где действуют градообразующие предприятия. Банкротство компании приводит к тому, что население остается без средств к существованию.
Систематизация угроз социально-экономическому развитию региона
Региональная экономика представляет собой такую же экономическую структуру, как и любые другие. Система подвергается влиянию множества факторов, которые могут оказывать негативное воздействие и изменять тенденции развития. Обеспечение экономической безопасности региона является одной из задач местных региональных и федеральных властных институтов.
Угрозы, с которыми может столкнуться экономика региона:
- Превышение расходов населения над доходами.
- Неравномерность развития и финансирования.
- Низкая энергоэффективность.
Политика региона направлена на укрепление экономических связей с соседними регионами, на выход на международный рынок. Это позволит расширить рынки сбыта, снизить себестоимость и сформировать больший совокупный доход. Сложность заключается в том, что регион не может полностью распоряжаться заработанными средствами. Они проходят систему распределения через федеральный бюджет, что сказывается на доступности финансовых средств.
Получается, что угрозы социально-экономическому развитию региона преимущественно исходят из ограничений, которые накладывает сформировавшаяся институциональная система.
Все угрозы динамике и развитию региона можно разделить на группы, среди которых, внешнеполитические угрозы, валютные, экономические, продовольственные, энергетические кризисы, спад производства и разрушение инвестиционно-инновационного комплекса.
Внешнеполитические угрозы включают в себя территориальный сепаратизм, политическое противостояние с центром. Внешнеэкономические угрозы состоят из оттока валюты, вытеснения с рынка, потери внешних рынков сбыта, деградации производственных средств, криминализации экономики, увеличения внешнего долга, нефункционального использования валюты и так далее. Продовольственные и энергетические угрозы влияют в том числе и на качество социальной жизни. Сюда относят открытость рынка импорта, обострение ценовых диспропорций, падение производства энергии, преобладание импортной продукции. Угрозу населению могут нанести рост безработицы, увеличение числа иждивенцев, утрата трудовых навыков и другое. Инновационный потенциал может быть разрушен из-за свертывания НИОКР, сокращения заказов, потери квалифицированных кадров.
Оценка угроз социально-экономическому развитию региона
Наиболее важными угрозами социально-экономическому развитию региона называют:
- Внешние угрозы, включающие в себя колебание валют, экономический кризис, санкции и другое.
- Финансово-экономические угрозы, такие как уменьшение объема безвозмездных платежей, сокращение бюджетного финансирования, перераспределение финансовых потоков в пользу других регионов.
- Социально-экономические угрозы, которые включают в себя повышение напряженности на рынке труда, ухудшение положения бюджетников, устаревание образования, миграцию квалифицированных кадров.
- Промышленно-экологические угрозы, которые включают в себя: низкую производительность труда, неразвитость инфраструктуры, уменьшение государственной поддержки, ухудшение экологической обстановки.
Самыми опасными считаются угрозы финансового характера, так как они оказывают непосредственное влияние на нормальное функционирование региона и все его структуры. Еще одной угрозой является усиление конкуренции между регионами. С одной стороны, это ведет к улучшению производимого продукта, повышению сервиса, макроэкономическим изменениям. Однако конкуренция чаще возникает из-за распределения финансовых средств бюджета, которые направляются по целевому принципу. То есть государство дает средства тем регионам, где есть стратегически важные экономические объекты.
Дефицит рабочих кадров является серьезной угрозой. Сегодня население достаточно мобильно и легко перемещается не только между регионами, но и между странами. Удержание кадров является одной из задач местных и региональных властей. Помимо высокого уровня заработной платы, необходимо оказывать социальную поддержку, развивать инфраструктуру и стимулировать развитие частного бизнеса. Такое под силу не всем регионам страны.
Обеспечение экономической безопасности региона осуществляется в трех направлениях. Прежде всего, усилия направляются на выявление и классификацию факторов дестабилизации безопасности и установление контроля над ними. Далее угрозы идентифицируются. Затем управленцы на основе полученной информации разрабатывают и реализуют меры по преодолению угроз или снижению их негативного воздействия.