Содержание и основные задачи антикризисного управления
Антикризисное управление – это процесс предупреждения или устранения кризисных ситуаций в компании.
В связи с этим различают две составлявшие этого вида менеджмента: предотвращение кризиса, который означает всесторонний и системный подход к оценке и решению проблем (более широкое понимание антикризисного управления); преодоление кризиса, которое носит специфический характер (антикризисный менеджмент в узком смысле).
Главная цель антикризисного управления – это восстановление финансовой стабильности предприятия и сокращение размеров снижения его рыночной стоимости, которые вызваны экономическими и финансовыми кризисами
Для реализации поставленной цели следует решить ряд основных задач:
- Своевременная диагностика предкризисного состояния и принятие необходимых мер по прогнозированию кризиса. Осуществление этой задачи происходит благодаря мониторингу внутреннего состояния компании, оценке внешней среды и других факторов, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.
- Ликвидация неплатежеспособности компании. Это самая неотложная задача антикризисного менеджмента. Она позволяет прервать углубление кризиса, восстановить репутацию и имидж фирмы среди партнеров и получить необходимый запас временных ресурсов для реализации других антикризисных мер.
- Восстановление устойчивости предприятия. Эта задача обеспечивает реализацию ключевой цели антикризисного управления и требует больших усилий и расходов финансовых средств. Осуществляется с помощью поэтапной структурной перестройки деятельности компании.
- Предотращение банкротства и ликвидации организации. Для этого предусмотрена эффективная внешняя санация (оздоровление). Разрабатывается соответствующий инвестиционный проект.
- Минимизация негативных последствий кризиса. Данная задача осуществляется с помощью закрепления положительных итогов выхода компании из кризиса и стабилизации структурных преобразований на долгосрочную перспективу. Эффективность мероприятий оценивается по соотношению до- и послекризисного уровня рыночной стоимости компании.
Формы антикризисного менеджмента
Различают четыре формы антикризисного управления:
- антикризисное управление в период стабильного развития;
- управление в период нестабильности производства;
- управление в период кризисного состояния;
- управление в условиях процедур банкротства.
Первая форма антикризисного управления является инструментом текущего управления. Цель антикризисного управления в период стабильного развития – это отслеживание и анализ отклонений от запланированного развития предприятия, раннее определение возможности возникновения кризиса, а также оценка влияющих на деятельность компании факторов.
На данном этапе руководство использует определенные антикризисные методы, которые направлены на повышение стабильности и эффективности деятельности компании. Это методы, которые применяются для увеличения эффективности производства и сбыта продукции, а также методы оценки состояния предприятия и различных отклонений в его работе.
Вторая форма охватывает управление предприятием в условно стабильном и нестабильном состоянии. Первый тип менеджмента – это спад производства, уменьшение доходности, а второй – это управление убыточной компанией. Основной целью антикризисного управления является возвращение к стабильности посредством сокращение расходов и стимулирования сотрудников.
Управление в период кризиса – это управление фирмой в условиях неплатёжеспособности. Главная цель – не допустить процесса банкротства. Для этого применяются методы реструктуризации и досудебной санации (оздоровления).
Последняя форма – это, по сути, исполнение процедуры банкротства предприятия. Она осуществляется назначаемым внешним или конкурсным управляющим.
Характерной чертой антикризисного менеджмента является не только нормализация кризисной ситуации, но и придание определенного толчка к дальнейшему развитию компании.
Механизмы антикризисного управления
Под механизмом антикризисного управления понимается выбор основных методов и процедур. Он осуществляется на основе оценки финансово-экономического состояния фирмы и выявления причин ее неплатежеспособности.
Выделяют два вида механизмов антикризисного менеджмента - экономический и правовой.
Экономический механизм включает в себя следующие основные элементы или подсистемы:
- анализ финансового состояния предприятия;
- оценка бизнеса компании;
- маркетинг;
- организационно-производственный менеджмент;
- управление персоналом;
- финансовое управление;
- антикризисная инвестиционная политика;
- антикризисное бизнес-планирование;
- организация ликвидации фирмы.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятия отводится использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это позволит не только снять возможность банкротства, но и избавит компанию от зависимости использования заемных средств. Анализ финансового состояния способствует выявлению кризиса на ранних стадиях и избегания возможного банкротства или ликвидации фирмы.
Правовые механизмы антикризисного управления определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г. Данный закон отмечает несостоятельность как признанную арбитражным судом неспособность должника отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.
Признаком банкротства считается невозможность предприятия удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам. Эти обязательства обычно не исполняются в течение трех месяцев, и их сумма превышает стоимость принадлежащего компании-должнику имущества.
С целью признания компании банкротом с суд могут обратиться сам должник или конкурсные кредиторы. Назначаются определенные процедуры банкротства, а именно наблюдение (управление временным управляющим), финансовая санация, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
По итогам рассмотрения дела арбитражный суд выносит решение о признании компании банкротом или отказе.
Законом предусмотрены и предупредительные меры. Это процедура досудебного оздоровления, предоставление финансовой помощи от третьих лиц.
Таким образом, суть механизмов антикризисного управления заключается в применении системы предварительной диагностики угрозы банкротства и проведении финансовой санации предприятия.