Ценовая война – это вызванная острой рыночной конкуренцией серия последовательных снижений цен на продукцию, которая выставлена на рынок для реализации.
Общие сведения о сговоре фирм на рынке
Одним из самых грубых и наносящих экономике существенный ущерб нарушений антимонопольного законодательства является сговор фирм. Сговор в том или ином виде существует практически в каждой стране мира. Главным следствием сговора фирм является значительное повышение цен (в среднем, на 25-30% от среднерыночной).
В частности, в 1990-е гг. в мире действовал, так называемый, «витаминный картель», т.е. сговор крупнейших европейских фармацевтических и химических компаний. Из-за действия этого сговора покупатели продукции участников картеля ежегодно теряли от 9 до 13 миллиардов долларов США.
Таким образом, сговор фирм – это явление, которое приносит покупателям продукции экономический ущерб, а производителям продукции, уже присутствующим на рынке – дополнительную выгоду.
Сговор фирм представляет собой соглашение, которое заключается между участниками одной рыночной отрасли и устанавливает основные условия участия на рынке. Прежде всего, эти условия оговаривают уровень цен, который устанавливается на рынке и является обязательным для всех участников сделки, а также объем поставки продукции на рынок, который для каждой фирмы определяется в форме выделения квот.
Также в рамках сговора могут быть определены отдельные пункты, касающиеся определения ассортимента продукции, осуществления обмена патентами, условий найма рабочей силы и т.д. Как правило, данные соглашения противоречат принципам свободной, рыночной, конкурентной экономики и нормам действующего гражданского, трудового, антимонопольного и иного законодательства. Поэтому сговор фирм в большинстве случаев имеет негласный характер.
С одной стороны, сговор ограничивает в некоторой степени самостоятельность и независимость фирм. Они ограничены в своих действиях условиями заключенной сделки. Но с другой стороны, точнее говоря, с юридической точки зрения, фирмы остаются полностью самостоятельными (в финансовом, коммерческом, производственном и ином плане) и автономными участниками экономических отношений.
Идентифицировать сговор фирм можно по наличию следующих признаков:
- сговор имеет договорной характер (участники сговора, как правило, равноправны между собой);
- у участников сговора сохраняется весь перечень юридических прав, прежде всего, право на собственность;
- сговор преимущественно устраивают фирмы, которые относятся к одной отрасли;
- сговором, как правило, устанавливаются нормы, относящиеся к реализации продукции (но не исключена возможность определения условий производственного процесса);
- наличие системы принуждения, которая включает в себя механизмы выявления нарушений и применения санкций к нарушителям.
Действие сговора фирм направлено на искажение или ограничение конкуренции. Поэтому заключение подобных соглашений законодательно запрещено. Исключения могут быть приняты в случае возникновения в экономике кризисных ситуаций, освоения новых рынков или развития отраслей, имеющих приоритетное значение для государства.
Мировая практика говорит о том, что сговор между фирмами может быть заключен по различным поводам. В этой связи выделяют следующие разновидности сговора:
- сговор об унификации цен;
- сговор о распределении между фирмами территорий сбыта;
- сговор о распределении между фирмами квот на продажу продукции;
- сговор о закупке сырья и товаров определенного вида;
- сговор об одинаковых структуре и содержании расчетов;
- сговор о совместном использовании технических средств и др.
Общие сведения о ценовых войнах на рынке
Нарушение условий сговора фирм является одной из самых распространенных причин возникновения на рынке ценовых войн. Таким понятием обозначают ситуацию на рынке, когда его участники последовательно друг за другом снижают цены на свою продукцию с целью повышения ее привлекательности у покупателей.
Стоит отметить, что не только выход фирмы из сговора может спровоцировать ценовую войну на рынке. Она также может начаться из-за действия следующих причин:
- на рынок входит новый участник, который сразу предлагает цену ниже, чем у уже присутствующих на рынке участников;
- в случае угрозы банкротства фирмы вынуждены снизить цены на свою продукцию, чтобы обеспечить поступление денежных средств;
- попытка вытеснения с рынка конкурентов, которые испытывают определенные трудности, поэтому цена может быть снижена даже до уровня ниже себестоимости;
- снижение цен может быть вызвано оптимизацией затрат, т.е. снижением себестоимости продукции;
- при отсутствии у аналогичных товаров каких-нибудь значимых конкурентных преимуществ производители могут выиграть конкуренцию за покупателей благодаря более низкой цене и т.д.
Эффект от проведения ценовых войн отличается, если его рассматривать за различные периоды времени. Так, в краткосрочной перспективе в результате ценовой войны в выигрыше останутся покупатели. Это связано с тем, что они будут приобретать те же товары, что и раньше, но по более низкой цене. Фирмы-участники будут нести убытки, потому что будет снижена их маржинальная прибыль.
В среднесрочной и долгосрочной перспективах, ценовая война может привести к доминированию на рынке крупных фирм. В результате снижения цен все больше фирм перестанут выдерживать такие условия производства и реализации продукции и будут вынуждены уйти с рынка. На нем же останутся только самые крупные фирмы, у которых имеются резервы для долгосрочного ведения ценовой войны. Как только они останутся на рынке в одиночестве, они смогут «задрать» цены, причём даже выше тех, что были до начала ценовой войны. Поэтому потребители в долгосрочной перспективе проигрывают от ценовой войны, поскольку в итоге цены становятся выше, чем обычно, а предложения на рынке, наоборот – меньше.