Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сетевые экономические эффекты

Определение 1

Сетевой эффект – это эффект в экономике, при котором пользователь товара оказывает влияние на его ценность для других пользователей.

Развитие сетевых эффектов в экономике

Характерная особенность современных рынков – это увеличение скорости изменений и рост потоков информации во внешней среде, что вызывает ускоренные изменения во всей структуре компаний. Данные процессы обусловлены ростом экономики, расширением технологических возможностей в организации бизнеса, свободой деятельности, обострением конкуренции на рынке.

Такая тенденция наблюдается уже в течение полувека. При этом изменения во внутренней структуре компаний связаны со стремлением соответствовать всем условиям внешней среды.

В связи с ростом разнообразия и изменчивостью внешней среды поиск чего-то нового и оптимизационные процессы происходят одновременно. Но совместить в одной системе поиск новых решений и их оптимизацию невозможно одинаково хорошо, т.к. они реализуются разными организационными структурами: иерархией и сетью. Поэтому появляется необходимость их комбинации в единой гибридной структуре.

Замечание 1

Организационная гибридная структура приспосабливается к изменениям внешней среды, поскольку обладает высокой долей адаптивных элементов при слабой иерархической составляющей.

Иерархические элементы выполняют следующие функции:

  • Контролируют и мобилизуют ресурсы;
  • Осуществляют интеграцию дефицитных ресурсов;
  • Организуют специализацию отдельных частей структуры.
  • Сетевая составляющая играет следующую роль:
  • Адаптивность на местном уровне;
  • Распространение и полнота информации;
  • Устойчивость, а также диверсификация за счет множественности и гибкости элементов структуры.
«Сетевые экономические эффекты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эффективное развитие организационных структур на современном рынке зависит от положительных сетевых эффектов. Сети особенно быстро растут и развиваются в сфере торговли.

Сетевым эффектом называется такое явление, при котором пользователь товара влияет на его ценность для других пользователей.

Виды сетевых эффектов

Возможности информационных технологий позволяют увеличивать число сетевых вариантов не только между отдельными техническими системами, но и в социальной системе. Для создания максимального количества вариантов сетей, требуется совместимость элементов, объединяемых в сеть.

Сетевой эффект может быть косвенным и прямым.

Под косвенным сетевым эффектом понимается рыночно-обусловленный, который возникает при снижении стоимости и повышении доступности комплектующей продукции. Такой эффект возникает в случае, когда вместе с ростом спроса на товар повышается заменяемость комплектующих материалов, улучшается качество сервисного обслуживания, формируются стандарты рынка, стимулирующие массовое производство.

Появление прямого сетевого эффекта связано с повышением выгоды от товара за счет применения аналогичного товара другими потребителями. Чем шире круг пользователей, тем выше будет выгода отдельного потребителя от технологий и услуг. Ценность сети зависит от количества вероятных коммуникационных связей пользователей. Например, увеличение пользователей в сети в десять раз влечет за собой стократное увеличение ее ценности. Помимо физического расширения сетей, увеличение числа пользователей обуславливает повышение качества и охвата, возможностей доступа к ней.

Принципы сетевых эффектов

Выделяют несколько принципов сетевых эффектов. Рассмотрим основные из них.

Принцип критической массы. Функционирование сетевого эффекта начинается тогда, когда в сети накапливается определенное количество пользователей, т.е. критическая масса. До этого уровня могут быть достаточно высокими инвестиции в сетевой эффект, что зависит от стратегии привлечения пользователей. Позитивным примером принципа служат сотовые операторы, которые используют стратегию низких цен на общение внутри сети. Установление низких цен является самым эффективным способом набора критической массы.

Принцип обратной совместимости. Переключение между сетями должно осуществляться при минимальных усилиях со стороны пользователей. Обеспечивает легкость входа в сеть совместимость с различными сетевыми стандартами. Новая сеть должна предлагать новые возможности потребителям при сохранении старых, т.е. привычных. Это и является обратной совместимостью. Обратную совместимость можно рассмотреть на примере сети Facebook, через которую можно комментировать другие блог-площадки и порталы.

Принцип привилегий членам сети. Нахождение в сети пользователей нужно закреплять, поскольку конкуренция в данной отрасли постоянно растет. Например, пользователи социальных сетей имеют доступ к сервисам, которые не доступны не членам. Однако, такой способ удержания теряет свою актуальность, т.к. не является оригинальным. Необходимы другие, более продвинутые, эксклюзивные предложения, например, уникальные бонусные программы, первоочередное право ознакомления с новым материалом и т.д.

Принцип роста связей. Сила сетей состоит в контактах пользователей друг с другом, чем обширнее коммуникационная сеть, тем сильнее привязанность к ней потребителя.

Принцип занятости пользователей заключается в увеличении количества времени, которое пользователь проводит в данной сети. Для этого крупные социальные сети создают особую сферу коммуникаций и времяпрепровождения.

Принцип сложности выхода. Например, сотовые операторы выступают против собственности на телефонные номера, хотя и предоставляют такую услугу, что усложняет выход и заставляет пользователей находиться в сети.

Принцип значимости сети. Даже при грамотном использовании сетевого эффекта, жизненный цикл сетей может стать коротким. Потребители привыкают к функционалу продукта и уже воспринимают его как данность, т.е. как утилитарный продукт. Поэтому сеть должна давать пользователям некую осязаемость.

Дата последнего обновления статьи: 28.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot