Понятие и особенности свободного рынка
Свободный рынок или рынок свободной конкуренции – это рынок, на котором обмен товарами между независимыми покупателями и продавцами осуществляется без любого постороннего вмешательства (в том числе и государственного).
Первым ученым-экономистом, который описал модель свободного рынка, считается Хуан де Матьенсо. Еще в XVI веке он в своей «субъективной теории стоимости» приводит различия между спросом и предложением. При этом при описании отношений внутри системы формулирует понятие конкуренции.
В 1643 году другой исследователь Хуан де Луго усовершенствовал теорию своего предшественника. Он предложил при определении стоимости товара учитывать его полезность.
Карл Маркс в своем знаменитом труде «Капитал» высказывается против свободных рыночных отношений и поддерживает плановую политику.
Но многочисленные сторонники теории свободного рынка считают эту модель наиболее эффективной, так как государство не регулирует производство и поставки, а также не влияет на установление себестоимости.
Цены на свободном рынке устанавливаются на основе спроса и предложения, по договоренности между продавцом и покупателем. Взаимодействие участников рынка является насколько свободным, что это позволяет варьировать ценами на одну и ту же продукцию. Такая система базируется на разделении труда, т.е. все товары производятся для обмена ими на рынке, а не для личного потребления.
Основными участниками свободного рынка являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; потребители.
Субъекты рынка – это домохозяйства, производители и правительство. Объектами на рынке выступают товар и деньги.
Основными характеристиками свободного рынка считаются:
- свобода выбора продавцов и потребителей;
- свободная конкуренция между продавцами и между покупателями;
- свободный доступ к информации для всех участников рынка;
- ключевая роль отводится частной собственности;
- наличие ликвидных факторов производства;
- отсутствие государственного влияния;
- независимость в принятии решений;
- большое количество хозяйственных единиц;
- основной мотив деятельности – личный интерес.
Монополия: сущность и причины возникновения
Монополия – это вид рыночной структуры, при которой продавец контролирует отрасль производства определенного товара. Это означает отсутствие других поставщиков однотипной продукции на рынке.
Согласно данному определению, можно отметить, что монополия – это такая ситуация в отрасли, которой характерно: существование только одной компании; производимая продукция или оказываемая услуга единственная в своем роде и не имеет близких заменителей; отсутствие возможности появления конкурентов.
Суть монополий заключается не только в отсутствии проблем, связанных с конкуренцией, но и возможности сосредоточения определенной власти в одних руках. Компания - монополист способна влиять на других участников рынка, требуя выполнять свои условия.
Причинами появления такой рыночной структуры как монополия считаются: авоевание рынка отдельной фирмой; заключение договоренности; применение дифференциации товара.
Первый путь является довольно тяжелым. Монополии образуются при слиянии или поглощений других компаний. Обычная ситуация, когда крупное предприятие покупает более слабое. Создавать такие объединения могут компании, которые производят не только одну и ту же продукцию, но совершенно другие фирмы – представители несмежных отраслей и сфер деятельности. Это позволяет компании получить новые конкурентные преимущества.
Завоевание рынка происходит также и по другой схеме. Этот способ называется «грабительское ценообразование». Крупная компания устанавливает низкие цены на свою продукцию, а ее конкуренты начинают нести убытки из-за ухода клиентов и покидают рынок.
Самой распространенной причиной возникновения монополий является установления соглашений между крупными предприятиями. В этом случае конкуренция перестает существовать. У покупателя в этом случае отсутствует возможность выбора среди предложенных вариантов, потому что на рынке представлен один продукт или услуга.
Единственное, что могут предложить своим покупателям монополисты – это дифференциацию своей продукции. Они добавляют в свои товары новые разнообразные характеристики, но потребность удовлетворяется одна и та же.
Основные виды монополий
В экономике выделяют следующие виды монополий:
- закрытая;
- открытая;
- естественная;
- ценовой дискриминации;
- ресурсная;
- чистая.
Для закрытой монополии характерно наличие ограниченного доступа участников рынка к информации, ресурсам, технологиям и т.д. Впоследствии возможно открытие такого вида монополии.
Открытая монополия – это ситуация, когда предприятие является единственным продавцом товаров или услуг. Эти компании могут быть производителями нового уникального продукта или владеть самым узнаваемым брендом среди других.
Естественная монополия – это отрасли производства или сфера деятельности, в которой предприятия способны нормально действовать только при отсутствии конкуренции. При появлении конкурирующей компании, растут издержки, и падает прибыль. Фирмы вынуждены увеличивать цены. Большинство естественных монополий - это предприятия общественного пользования, благодаря которым осуществляется функционирование хозяйства всей страны. Это такие организации предоставляют физическим и юридическим лицам необходимые ресурсы: свет, тепло, вода, газ и др.
При монополии ценовой дискриминации происходит установление разных цен на различные виды одного продукта. При этом возникает сегментация покупателей по уровню дохода, социальному статусу и объемов приобретаемой продукции.
Ресурсная монополия предусматривает владение ограниченными ресурсами (природные, труд, капитал и др.).
При чистой монополии существует только один поставщик продукции, а других отраслях отсутствуют близкие заменители. Для данного вида монополии характерно создание уникального продукта.
Условно выделяют три разновидности монополий: естественная, экономическая и административная.
Самой распространенной считается экономическая монополия. Получить статус экономического монополиста можно двумя способами:
- развитие компании за счет увеличения масштабов производства с помощью постоянного наращивания финансовых средств;
- централизация капитала путем слияний или поглощений конкурирующих предприятий на добровольной или принудительной основе.
Административная монополия проявляется как результат государственного влияния. Отдельным предприятиям предоставляется исключительное право на осуществление определенной деятельности. Эти компании объединяются в одну структуру, и действует на рынке как один хозяйствующий субъект. Подчиняются конкретным ассоциациям или министерствам. Конкуренция в этом случае отсутствует.