Рынок совершенной конкуренции – это идеальный рынок, где существует множество продавцов и покупателей, не способных своей деятельностью оказывать существенное влияние на его функционирование.
Рыночная модель экономических отношений
Экономические отношения – это связи, устанавливаемые между экономическими субъектами в процессе общественного воспроизводства.
Развитие экономических отношений между людьми напрямую связано со становлением человеческого сообщества. Долгое время существовал традиционный метод ведения хозяйства, который основывался на натурально-общинном владении имуществом. Государственная власть определяла каналы распределения и сбыта. Уровень жизни населения был достаточно низким. При этом основной доход формировался за счет сельского хозяйства, а также народных промыслов и ремесел. Такая модель отношений была характерна для большинства государств, придерживавшихся монархической власти. Сейчас традиционная форма хозяйствования сохранилась в слаборазвитых странах, зависимых от внешних инвестиций. Основные статьи доходов таких стран – сельское хозяйство, народный промысел. Они не конкурентоспособны на мировом рынке.
Еще одной моделью экономических отношений можно назвать планово-командную. Она была характерна для стран, стремившихся внедрить идеологию коммунизма. В плановой модели ведущая роль в экономике так же отводится государству, причем оно контролирует все сферы хозяйственной деятельности вплоть до потребления. Основой командной экономики является коллективная собственность, то есть все имеющееся имущество принадлежит народу. Однако, юридическим лицом, способным распоряжаться имуществом и осуществлять мероприятия, связанные с его использование, выступает государство.
Для командно-плановой модели характерна централизация ресурсов, прямое административное вмешательство в создание, распределение, сбыт и потребление готовых благ. Денежные потоки так же сначала концентрируются в руках государства, а затем, распределяются в зависимости от целей и задач, реализуемых государственной властью. Менее значимые отрасли народного хозяйства финансируются по остаточному принципу.
Появление капиталистических отношений способствовало развитию рыночных отношений. Рыночная модель хозяйствования обладает следующими чертами:
- Многообразие форм собственности.
- Частный интерес и свобода выбора.
- Свободное ценообразование.
- Частная собственность.
Свобода экономических субъектов в рыночной экономике порождает конкуренцию. Конкуренция – это борьба между экономическими агентами за более выгодные условия существования и максимизацию прибыли.
Большинство современных стран мира придерживается смешанной модели отношений, то есть национальные экономические системы включают в себя элементы всех вышеперечисленных форм.
Понятие конкуренции и ее виды
Конкуренция является естественным продолжением рыночных отношений. Она представляет собой борьбу между производителями за лучшие условия на рынке, доступ к факторам производства, рынкам сбыта, как следствие увеличение дохода. Покупатели так же могут вступать в борьбу друг с другом за обладание определенными видами благ. Конкуренция возникает по причине большого числа субъектов, а также ограниченности ресурсов.
Экономическая теория выделяет несколько форм конкурентной борьбы:
- Индивидуальная, которая проявляется при желании одного субъекта распространить свое влияние на рынке.
- Региональная или местная, которая происходит между субъектами на одной территории.
- Отраслевая, которая характеризуется борьбой между экономическими агентами одной отрасли, стремящихся к максимизации дохода.
- Межотраслевая, происходящая за счет привлечения покупателей из одной отрасли в другую.
- Национальная или мировая, характеризующаяся борьбой между странами за получение более выгодных условий существования.
- Ценовая конкуренция, которая проявляется через увеличение или снижение цены на однородную продукцию.
- Неценовая конкуренция, которая предполагает использование инструментов менеджмента и маркетинга с целью максимизации доходов.
Наука рассматривает два типа конкуренции – совершенную и несовершенную.
Первый тип представляет собой идеальный рынок, где существует множество продавцов и покупателей, которые не способны своей деятельностью существенно влиять на функционирование рынка. Барьеры входа невысоки, каждый участник имеет доступ к рыночной достоверной информации. Такой вид конкурентной борьбы характерен лишь для закрытых систем, которые не испытывают влияния факторов воздействия.
Как правило, совершенная конкуренция рассматривается как эталон рынка, к которому необходимо стремится с целью создания равновесия. В реальной же жизни действует несовершенная конкуренция, при которой происходит перекос в пользу отдельных производителей или покупателей.
Наиболее известными формами несовершенной конкуренции являются монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Первые две формы предполагают главенство одного или нескольких производителей, что позволяет им диктовать свои условия по объему выпуска и ценам. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом производителей, однако, каждый из них стремится увеличить свою долю рынка. Монопсония и олигопсония – это виды конкуренции между одним или несколькими покупателями. Производителям приходится подстраивать объем выпуска и цены под требования этих потребителей.
Особенности рынка совершенной конкуренции
Главной особенностью рынка совершенной конкуренции является большое число продавцов и покупателей, каждый из которых не способен оказывать значимого влияния на цены и конъюнктуру рынка. Конкуренция на этом рынке называется полиполией, так как на нем действует большое число продавцов. Так же его называют полипсонией – рынком большого числа покупателей.
Совершенная конкуренция обладает следующими признаками:
- Большое число независимо функционирующих производителей и покупателей.
- Доступность факторов производства.
- Самостоятельность экономических агентов.
- Взаимозаменяемость продукции.
- Доступ к рыночной информации.
Рынок совершенной конкуренции представляет собой рынок в состоянии равновесия. Ни один из субъектов не может оказать значимого воздействия на конъюнктуру и цены.
Одной из разновидностей совершенной конкуренции является чистая конкуренция. При ней так же наблюдается большое число производителей и потребителей, которые не обладают существенной силой для монополизации рынка. Блага не дифференцированы, они могут легко заменяться друг другом. Цена устанавливается под влиянием рыночного равновесия, когда предложение и спрос приходят в баланс. То есть, цена становится справедливой как для продавцов, так и для покупателей.
Рынки чистой конкуренции возникают в отраслях, где в силу объективных причин сложно добиться монополизации. Сюда относят отрасли легкой и пищевой промышленности, массовое производство товаров народного потребления. На этом рынке действует ряд факторов, определяющих степень чистой конкуренции. Это требования к качеству благ, транспортировке и количеству затрачиваемых ресурсов. Вышеперечисленные факторы определяют уровень конкурентоспособности субъектов, а также влияют на разрабатываемую ими стратегию и тактику поведения на рынке.