Особенности рынка информации
Спрос на информационном рынке формируется потенциальными потребителями информации, т.е. бизнесменами, менеджерами различных организаций, сотрудниками и т.д.
Предложение информации часто сдерживается нежеланием потребителей воспринимать новые данные, поскольку информация делает сложнее жизнь людей. Проще всего отказаться от информации, будь она даже очень необходимой потребителям и бесплатной. Продавцы информации конкурируют в скорости, достоверности, конфиденциальности, полноте и форме подачи информации.
К сегментам информационного рынка относятся крупные центры информации, а также персональные компьютеры, позволяющие реализовывать информационные товары. На рынке информации используются национальные базы данных, которые представлены государственными базами данных, специально создаваемые и поддерживаемые государственными органами. Базы данных, относящиеся к неофициальным, создаются негосударственными компаниями, интернет-компаниями, СМИ, информационными агентствами и др. Помимо этого, нередко проводятся рыночные исследования, чтобы определить степень обеспеченности отдельных видов бизнеса информацией. Своеобразной особенностью информационного рынка является частое включение в планы рыночных действий прогнозов обучения по информационной грамотности покупателей информации и информационных услуг, т.е. техническая поддержка пользователей.
На рынке информации учитывается и то, что одни и те же информационные товары могут быть проданы неограниченному количеству людей, что нельзя осуществить на товарном рынке. Информационные услуги также могут оказываться с модификациями большому количеству пользователей. Это и является отличием информационного рынка от других типов рынков.
В процессе продажи информации на рынке следует учитывать, что некоторая информация должна предоставляться бесплатно с целью привлечения покупателей к покупке основной информации, представляющей главный объект информационного рынка как фактора производства.
При реализации информации на рынке необходимо учитывать следующие особенности:
- Слишком большие массивы информации не нужны, поскольку влекут за собой информационный шум и не позволяют определить необходимые для пользователей данные;
- Устаревшая информация не пользуется спросом и большей доли покупателей;
- Слишком новая информация, которая опережает свое время, также не нужна массовым пользователям, поскольку затрудняет понимание развития современных финансовых, рыночных и других процессов.
В связи с перечисленными особенностями, рынок информации нуждается в сегментировании, т.к. продажа информации всегда осуществляется адресно.
Продавцы на рынке информации несут некоторые затраты, величина которых определяется техническим и технологическим обеспечением, использованием услуг высококвалифицированных специалистов, наличием доступа к различным базам данных, возможностью обновления баз данных и т.д.
Информация в качестве экономического ресурса, товара и фактора производства
Информация в современном мире – это разновидность экономического блага, удовлетворяющая потребности индивидов.
Информация в экономике обращается и как товар, и как ресурс. Информационными товарами и услугами может быть: программное обеспечение, образовательные услуги, консультационные услуги, результаты опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок. Использование информации как экономический ресурс заключается в ее продаже, обмене, покупке. Данный ресурс может содержаться в ограниченном количестве, при чем информация может пользоваться платежеспособным спросом.
Классическое определение ценности информации состоит в возможности предоставить свободу действий потребителям.
Большое число видов информации производится не для обмена, а предоставляется потребителям бесплатно, в виде общественных благ. Производят такую информацию государство или же некоммерческие организации. Например, активно рекламируемые государственные услуги, предоставляемые в электронном виде.
Информация, как и любые товары, имеет жизненный цикл, фазы жизненного цикла информации:
- Появление (внедрение);
- Рост;
- Зрелость;
- Состояние насыщения;
- Спад.
Период жизненного цикла зависит от типа информации и от конкретного рынка.
Информация в качестве экономического ресурса используется в следующих направлениях:
- Коммерциализация информации в товаре, услуге, технологии;
- Воздействие на ожидания и восприятия субъектов экономики.
Информация в качестве фактора производства представляет собой информацию, используемую в экономических процессах.
Информация как фактор производства также имеет свою специфику, которая проявляется в таких качествах:
- Информация не уничтожается при личном или производственном потреблении, поэтому как ресурс неисчерпаема и не ограничена;
- Информация не отчуждается от своего обладателя;
- Информация может резко обесцениться во времени. Информационные продукты, в отличие от материальных, подвергаются только лишь моральному износу.
- Использованием информации в качестве производственного ресурса позволяет изменить экономическое пространство, в связи с чем формируется так называемая «новая экономика».
Проведение анализа рынка информации
Цель анализа рынка информации состоит в обосновании решений и действий в различных областях хозяйственной деятельности.
Проведение анализа рынка информации включает:
- Определение типа информации, необходимой клиентам;
- Определение информации, включаемой в банки данных;
- Определение требований к информации.
С этой целью проводится исследование существующих автоматизированных банков данных, анализируется продукт. Помимо этого, анализируется спрос, а рынок информационных услуг подвергается делению на сегменты.
При проведении анализа следует учитывать характер детализации данных, их актуальность, тип информации, пользующейся повышенным спросом.