Понятие эластичности спроса
Эластичность – это реакция одной величины на изменение другой.
Эластичность спроса – это реакция изменения спроса на изменение ряда факторов: цены товара, дохода потребителя, цен товаров-конкурентов и т.д.
В зависимости от фактора, который привел к изменению спроса, выделяют:
- ценовую эластичность спроса – определяет реакцию спроса в зависимости от изменения цены;
- эластичность спроса по доходу – определяет реакцию спроса в зависимости от изменения уровня дохода потребителя;
- перекрестную эластичность спроса – определяет реакцию изменения спроса на один товар в зависимости от изменения цены на другой товар.
Так как спрос проявляют потребители, то производителю необходимо понимать его реакцию, с целью прогнозировать потребительское поведение и учитывать возможные последствия при изменении цены, объема и ассортимента продукции и т.д. Поэтому эластичность, как экономическая категория, имеет огромное практическое значении.
Практическое значение эластичности спроса
Одним из факторов, определяющим ценовую стратегию и сбытовую стратегию предприятия, является эластичность спроса. Знания потребительской реакции на свои действия в области ценообразования и политики сбыта, помогут избежать предприятию неожиданных убытков.
Например, строительная компания продает квартиры в новом доме, который она построила. Стоит вопрос о цене реализации. Простой затратный подход здесь не играет главной роли. Гораздо важнее выяснить, какой эластичностью обладает спрос на данный товар и по какой цене покупатели согласятся его приобрести (учитывая их уровень дохода, расценки на другие новостройки, заинтересованность покупателя именно в этой категории недвижимости). Знание всех этих факторов обеспечит продавцу максимально возможную прибыль.
Изучение эластичности позволяет производителям (продавцам) быть в курсе предпочтений потребителей, их всевозможных реакций на изменения в ценовой и сбытовой политике.
Рыночная конъюнктура достаточно изменчива, потому продавцу (производителю) всегда необходимо быть в курсе происходящего.
Таким образом, изучение эластичности позволяет продавцу (производителю):
- определять объем производства товаров и услуг по номенклатурной позиции и ассортиментному ряду;
- определять потребительское поведение и его предпосылки;
- осуществлять грамотную политику ценообразования;
- формировать сбытовую политику и маркетинг предприятия;
- планировать стратегические решении в кратко- и долгосрочном периоде с целью максимизации прибыли.
Подводя итоги значения эластичности спроса, можно сделать следующие выводы:
- Для определения реакции изменения потребительского спроса и величины этого изменения применяется понятие эластичность спроса. Ее изучение позволяет планировать и прогнозировать многие процессы на предприятии.
- Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится потребительский спрос, если произойдет изменение цены, дохода потребителя и цен на аналогичные товары.
- Ценовая эластичность характеризует реакцию потребительского спроса на изменение цены товара или услуги.
- Эластичность спроса по доходу – позволяет определять изменение спроса потребителя (а, значит, и объем продаж) в зависимости от изменения дохода.
- Изучение перекрестной эластичности позволяет предприятию конкурировать среди аналогичных товаров и услуг, а также выстраивать ценовую стратегию, касающуюся дополнительных групп товаров (товаров, дополняющих данный в потреблении).
- Могут различать следующие виды эластичности: эластичный и неэластичный спрос. Если при изменении цены (например ее снижении) наблюдается увеличение объема продаж и рост выручки, то это эластичный спрос. Если ситуация характеризуется в обратном направлении (снижении цены не вызывает роста выручки), то это неэластичный спрос.