Хеджирование для большинства крупных компаний, которые торгуют на международной арене, является неотъемлемым элементом деятельности. Хеджирование товара имеет ряд преимуществ, а также нацелен на сохранение рыночной цены товара компании и удержание конкурентных позиций, а также сохранение финансовых ресурсов.
Само слово «хеджирование» переводится с английского языка как «гарантия или страховка».
Хеджирование основано на том, чтобы обеспечить предприятию:
- максимально возможный дополнительный заработок;
- застраховать свой актив от возможных ценовых изменений на рынке.
Хеджирование предполагает следующую деятельность или процесс: сначала компания выходит на биржевой рынок с ценными бумагами, выбирает необходимый и подходящий для нее вид биржевой сделки, далее заключает сделку на рынке, но не одну, а две, то есть происходит хеджирование (страхование). Надо отметить, что вторая сделка совершается чаще всего на фьючерских рынках.
Фьючерский рынок – площадка, на которой покупаются или продаются различного рода контракты, которые должны быть реализованы в определенный срок и оговоренной заранее цене.
Проблематика хеджирования
Хеджирование сам по себе достаточно сложный процесс, который могут осуществлять не все компании. Если речь идет о маленьких фирмах, то такие операции слишком глобальны для их деятельности, что не скажешь о крупных фирмах, которые работают на международном рынке.
Далеко не все операции хеджирования, так или иначе, не подвергаются риску, а, следовательно, не всегда фирма может получать доход от такой деятельности, есть и возможность потерь. В будущем, аналитики предполагают, что государство, все же, начнет вмешиваться в деятельность многих операций с повышенным риском, и будет государственное регулирование этих процессов, что максимизирует доход компаний.
Учет хеджирования
Любое предприятие, действующее на рынке, должно осуществлять политику снижения рисков предприятия, в зависимости от множества факторов, влияющих на деятельность этой компании. Хеджирование в данном случае и есть политика уменьшения риска при операциях, связанных с куплей – продажей активов фирмы на рынке в прямой зависимости от валютного курса.
Ввиду всего вышесказанного, хеджирование, как процесс снижения рисков предприятия, подлежит учету и анализу.
Основная цель учета хеджирования – это показать в финансовой отчетности фирмы, как повлияла деятельность по хеджированию на итоговые показатели деятельности компании.
В чем выразились эти операции, естественно, наиболее интересным результатом станет результат, выраженный в денежной форме.
Также, желательно, при учете операций хеджирование указать, какое действие и инструмент хеджирование принесли тот или иной результат. Подробный учет операций и их анализ приведут к тому, что руководство фирмы будет четко понимать, что именно дает финансовый результат для предприятия, а какие операции менее доходные и полезные.
Учет всех операций хеджирования на предприятии должен осуществляться в согласии и на основании международных стандартов финансовой отчетности. В разделе «Отчет о движении денежных средств» при подготовке финансовых документов главный бухгалтер фирмы также должен отразить итоговые результаты хеджирования.
Таким образом, хеджирование это не только занятие по сохранению стоимости активов компании на рынке, но и серьезные финансовые операции, которые контролируются и проверяются государственными органами. Ввиду этого необходимо грамотно вести учет всем операциям хеджирования и анализ, с целью выявления более актуальных инструментов хеджирования.