Понятие совокупного спроса
Под совокупным спросом ($AD$) понимают реальный объем ВВП, который фирмы, домашние хозяйства, а также государство готовы приобрести при том или ином уровне цен. Другими словами, совокупный спрос – это экономический агрегат, который суммирует величины локальных спросов на все представленные на рынке товары и услуги.
Совокупный спрос включает в себя следующие элементы:
- потребительский спрос;
- инвестиционный спрос;
- спрос со стороны государства (в частности, государственные закупки);
- чистый экспорт (разница между экспортом и импортом страны).
Таким образом, совокупный спрос является аналогом рыночного и индивидуального спроса. Он представляет собой модель поведения всех экономических субъектов, в том числе и нерезидентов, выступающих в роли покупателей товаров и услуг, произведенных экономикой страны.
Подобного рода аналогия моделей можно объяснить единством экономических процессов, которые происходят в экономике. Взаимообусловленность всех этих процессов выражается рыночным принципом взаимодействий, а сама по себе экономика страны представляет собой бесчисленное множество рынков.
В модели совокупного спроса имеет место обратная зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявляется спрос. Другими словами, чем ниже общий уровень цен, тем больше платежеспособный спрос. Данную зависимость наглядно иллюстрирует кривая совокупного спроса ($AD$) (рис. 1):
интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Кривая совокупного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одни элементы совокупного спроса являются относительно стабильными, как к примеру, потребительские расходы. Другие же, например, инвестиционные расходы – гораздо более динамичны, а потому сильнее остальных вызывают колебания деловой активности в экономике.
Факторы изменения спроса
Рассмотрим подробнее факторы, влияющие на наклон кривой спроса.
- Эффект процентной ставки показывает, что при данном объеме денежного предложения более высокий уровень цен будет стимулировать спрос на деньги, что послужит причиной роста процентной ставки и уменьшения объема закупок потребительских товаров. Более высокая ставка процента сокращает объем закупок на денежные суммы, взятые в кредит. Это способствует сокращению как реального дохода, так и совокупного спроса. В случае с более низкой ставкой, растет спрос на кредитные ресурсы, что приводит к увеличению расходов фирм и домохозяйств на инвестиционные и потребительские цели.
- Эффект богатства показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость (покупательная способность) финансовых активов уменьшается. Падение цен служит причиной увеличения реальной стоимости денег. Другими словами, потребители могут за ту же сумму денег купить большое количество благ. Рост покупательной способности денег создает ощущение увеличения богатства.
- Эффект импортных закупок предполагает, что имеет место обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами, а также изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе. Так, в результате девальвации национальной валюты, товары, купленные в данной стране, становятся относительно более дешевыми (или, другими словами, более конкурентоспособными по цене). Такое изменение относительных цен ведет к снижению объем импорта и увеличению экспорта. То есть, увеличивается чистый экспорт, улучшается платежный баланс и растет совокупный спрос.
Все три вышеперечисленных эффекта являются ценовыми факторами спроса. Если изучить график (рис. 1), то можно прийти к выводу, что изменение величины спроса ($AD$) в результате изменения среднего уровня цен, будет выражаться перемещением точек по кривой (вниз – из точки $B$ в точку $A$).
Также значительную роль в экономике играют неценовые факторы изменения спроса:
-
изменения в потребительских расходах в результате изменений:
- благосостояния потребителя;
- потребительских ожиданий;
- задолженности потребителя;
- величины налоговых ставок.
-
изменения в инвестиционных расходах в результате изменений:
- ставок процента;
- ожидаемой норм прибыли от инвестиционных вложений;
- налогов с фирм;
- технологии и т. д.
-
увеличение или снижение расходов государства и т. д.
Таким образом, неценовые факторы спроса смещают кривую $AD$ влево или вправо (а не вверх или вниз, как в случае с ценовыми факторами). Таким образом, кривая совокупного спроса ($AD$) наглядно иллюстрирует величину ВНП, который покупатели готовы приобрести при каждом из возможных уровней цен. Любая из возможных комбинаций товаров и уровней цен отражает равновесие рынков реальных благ и денег. Кривая совокупного спроса ($AD$) строится при условии фиксированного денежного предложения ($M$) и скорости его обращения ($V$).
Следует отличать между собой понятия «совокупный спрос» и «величина совокупного спроса», которые очень часто путают. Так, совокупный спрос ($AD$) собой представляет все возможные комбинации уровня цен и величины совокупного спроса (ВНП), следовательно, графически выглядит как вся кривая $AD$. Что касается величины совокупного спроса, то она графически собой представляет точки на кривой спроса ($AD$).
Обратная зависимость между уровнем цен ($P$) и величиной совокупного спроса ($AD$) объясняется влиянием на совокупные расходы изменений следующих параметров:
- ставки процента;
- финансовых активов с фиксированной ценностью;
- импортных закупок, вызванных ростом уровня цен.
С понятием «совокупный спрос» тесно связано широко известное уравнение количественной теории денег, которое выглядит следующим образом:
$MV = PY$ (1)
- где $P$ – уровень цен;
- $Y$ – величина ВНП, на которую предъявляется спрос;
- $M$ – количество денег в экономике;
- $V$ – скорость обращения денег.
Исходя из данного уравнения, можно прийти к выводу, что чем выше уровень цен ($P$), тем меньше будет реальный запас денег, равный $M/P$, а, следовательно, тем меньше будет и величина ВНП, на которую может быть предъявлен совокупный спрос. Так, к примеру, влияние изменений ставки выглядит следующим образом: рост уровня цен приводит к росту спроса на деньги. Если количество денег неизменно, то это приводит к росту цены денег или процентной ставки, а это вызывает сокращение расходов экономических агентов, связанных с использованием заемных средств.
Кроме того, уравнение количественной теории денег демонстрирует еще два неценовых фактора совокупного спроса:
- предложение денег ($M$);
- скорость их обращения ($V$).
Увеличение предложения денег или скорости их обращения вызовет увеличение совокупного спроса, что отразится в сдвиге кривой совокупного спроса ($AD$ вправо). Или же, другая ситуация, снижение спроса на нефть на мировом рынке вызовет сокращение экспорта и сдвиг кривой $AD$ влево (рис. 2):
Рисунок 2. Сдвиг кривой спроса под влиянием неценовых факторов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В большинстве случаев, непосредственное влияние какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается далеко не единственным. Именно поэтому для оценки результата данного влияния необходим дополнительный, более комплексный анализ. Так, к примеру, увеличение расходов государства ведет к сильному росту совокупного спроса. Однако, государство, финансируя свои расходы через размещение облигаций, уменьшает объем денежного предложения в экономике, что при неизменном спросе на деньги со стороны частного сектора, служит причиной увеличения ставки процента. Следствием этого является уменьшение, прежде всего, инвестиционной активности частного сектора, что уменьшает совокупные расходы и ведет к снижению деловой активности и т. д.