Сущностные характеристики спроса и эластичности
Потребитель постоянно должен удовлетворять свои потребности. Потребности индивидуальны и субъективны, так как формируются под воздействием ряда факторов жизнедеятельности потребителей: личных предпочтений, предпочтений его семьи и окружения, общества и т.д.
Удовлетворение потребностей происходит посредством проявления спроса, т.е. желания и возможности приобретать определенную продукцию по определенной цене.
Величина спроса выражается в количестве товаров и услуг, которые потребитель приобретают по определенной цене в определенный момент времени.
Так как факторы, влияющие на выбор потребителя многообразны и обладают различной степенью воздействия, то производителя интересует как именно будет меняться спрос, а, следовательно и выручка.
Понятие эластичности спроса ввел А.Маршалл.
Эластичность спроса – это изменение величины покупательского спроса (в процентах) в от отношении изменения определенных факторов (в процентах).
Значение эластичности характеризует адаптационные процессы рынка в лице потребителя к изменению самих же рыночных факторов.
Эластичность позволяет выяснить, как будет меняться выручка, если производитель изменит цену своей продукции.
Так как современный рынок товаров и услуг – это конкурентный рынок с довольно высокой концентрацией товаропроизводителей, то эластичность позволяет выяснить изменение выручки при изменении цен на товары-конкуренты или товары-дополнители.
Доход потребителя также подвержен изменениям и от этого спрос может снижаться (в случае уменьшения дохода) или увеличиваться (в случае роста дохода). Все это напрямую сказывается на выручке продавца и его рыночной активности.
Практическое использование показателей эластичности спроса
Изучение эластичности спроса дает возможность продавцам быть в курсе предпочтений потребителей, их всевозможных реакций на изменений в ценовой и сбытовой политике.
Рыночная конъюнктура достаточно изменчива, потому продавец должен быть в курсе текущих и перспективных изменений и формировать свою производственную и сбытовую стратегию, исходя и прогноза этих изменений .
Применение теории эластичности спроса позволяет:
- определять объем производства товаров и услуг по номенклатурной позиции и ассортиментному ряду;
- прогнозировать поведение потребителей, его предпосылки и факторы;
- осуществлять грамотную политику ценообразованию;
- планировать сбытовую и маркетинговую политику предприятия;
- разрабатывать стратегию развития предприятия с целью получения максимально возможной прибыли.
Таким образом, применение знаний об эластичности спроса служит:
- Для определения и измерения потребительской реакции изменения спроса, что позволяет планировать и прогнозировать многие процессы на предприятии.
- Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится потребительский спрос, если произойдет изменение цены, дохода потребителя и цен на аналогичные товары.
- Эластичность спроса по цене характеризует реакцию спроса потребителя на изменение цены товара или услуги.
- Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса потребителя (а, значит, и объем продаж) в зависимости от изменения дохода.
- Применение знаний о перекрестной эластичности позволяет предприятию конкурировать среди аналогичных товаров и услуг, а также выстраивать ценовую стратегию, касающуюся дополнительных групп товаров (товаров, дополняющих данный в потреблении).
- Могут различать следующие виды эластичности: эластичный и неэластичный спрос. Если при изменении цены (например ее снижении) наблюдается увеличение объема продаж и рост выручки, то это эластичный спрос. Если ситуация характеризуется в обратном направлении (снижении цены не вызывает роста выручки), то это неэластичный спрос.
Применяя эти знания, производитель планирует и прогнозирует свою деятельность, направленную на получение прибыли.