Понятие спроса
Любой человек имеет определенные потребности. Удовлетворить эти потребности можно с помощью потребления различных благ. Но потребление экономических благ связано с платежеспособностью потребителя. Чем выше эта способность, тем больший объем экономических благ может быть потреблен.
Спросом называется платежеспособная потребность потребителя в тех или иных благах.
Это означает, что спрос определяется той денежной суммой, которой располагает потребитель, чтобы оплатить необходимые ему блага.
Величиной спроса называется конкретный объем благ (количество товара), который может приобрести покупатель в данный момент по данной цене.
Спрос зависит от многих факторов – как ценовых, так и неценовых. К таковым факторам относятся:
- цена товара;
- уровень дохода граждан;
- информация о товаре;
- наличие аналогичных товаров на рынке (конкуренция);
- наличие товаров-заменителей (субститутов);
- вкусы потребителей;
- фактор времени;
- внутренняя и внешняя политика государства.
Понятие эластичности спроса
Из всех выше перечисленных факторов самыми решающими являются цена товара и уровень доходов потребителей. Именно соотношение этих величин и определяет объем потребляемого товара. Зависимость объема спроса от цены продукции носит название эластичности спроса.
Эластичностью спроса называется способность величины спроса реагировать на изменения уровня цен на рынке.
Бытует более простое определение степени эластичности товара: «Чем легче и быстрее потребитель отказывается от приобретения товара, тем эластичнее спрос на данный товар».
Данное понятие было введено в экономическую науку британским ученым А. Маршаллом и развито другими экономистами, в частности Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном. Качественным показателем степени эластичности спроса является коэффициент эластичности. С точки зрения математики показатель эластичности может варьировать от нуля до бесконечности.
Причины положительной эластичности спроса
На эластичность спроса влияют такие обстоятельства, как:
- существование и доступность товаров-субститутов (заменителей);
- степень дефицитности товара;
- важность товара для потребителя (спрос на товары первой необходимости неэластичен);
- престижность товара;
- временной фактор (чем длиннее отрезок времени, те выше эластичность спроса);
- благосостояние потребителя (чем большую долю в бюджете потребителя займут расходы на данный товар, тем более эластичным будет спрос на него при изменении цены товара).
Положительная эластичность спроса проявляется в прямой зависимости, когда увеличение одного показателя увеличивает размеры другого показателя. Таковым примером может служить увеличение уровня доходов потребителя. В подобной ситуации потребитель может себе позволить увеличить спрос на необходимые ему товары и услуги ($Е>0$).
Еще одним обстоятельством, при котором ярко проявляется положительная эластичность, может быть расширение сферы применения товара. Чем шире область его применения, тем выше спрос на данный товар.
Положительная эластичность спроса проявляется и на товары Гиффена. Такими товарами называются низкокачественные товары (товары для бедных) – маргарин, низкокачественные сигареты, крупы и т.п. При повышении цен на более высококачественные товары спрос на товары Гиффена увеличивается (положительная эластичность спроса).
Положительной эластичностью обладают и «товары для богатых». Наблюдается, так называемый, «снобистский эффект». Чем выше положение человека в обществе. Тем более дорогими товарами он дожжен пользоваться. Повышение цен на товары, которые являются средством вложения денег. приводит к повышению спроса на них.