История зарождения хеджирования
Процесс хеджирования зародился в Японии достаточно давно, все было связано с главным продуктом питания японцев - рисом. Рис – это продукт, который пользуется массовым спросом в Японии, как, например, хлеб или картошка в России. Выращивание риса зависит от многих факторов, главным из которых является погода и те условия, которые будут на текущий год. Естественно, если погодные условия плохие для риса, то его урожай будет минимальным, из-за чего цена на рис будет высокая. А если погодные условия благоприятные, то урожай будет хороший, следовательно, и цена на урожай снизиться.
Фермеров и их клиентов такая зависимость не устраивала, так как никто не мог предугадать на текущий год какая будет стоимость урожая. Отсутствие стабильности пугало народ, поэтому в определенный момент люди решили заключить соглашение, в котором говорилось о том, что какие бы не были погодные условия в текущем году, то есть какое количество урожая будет собрано неважно, цена на товар, то есть на рис, не будет меняться. Так и появился процесс хеджирования.
Плюсы и минусы хеджирования товара
Хеджирование товара – это процесс, основанный на страховании своего товара от изменения его цены на рынке.
В случае с рисом, как основного товара японцев, исход события по текущему году мог быть разным, как положительным, так и отрицательным. Например:
- Погодные условия были хорошими, поэтому урожая собрали много. Следовательно, установленная цена на товар стала выше, что позволит фермеру заработать, так как количество товара большое. Но в данном случае не выигрывает покупатель товара, так как он вынужден покупать товар по «завышенной» цене;
- Погодные условия были плохими, поэтому урожая выросло немного. В данном случае фермер понесет убытки, так как товар будет стоить меньше, чем он бы стоил без хеджирования. Но такая ситуация создает хорошие условия для покупки для потребителей;
- Погодные условия были такими, что выращенный товар был по той же стоимости, на которую договорились с покупателями. В данном случае нет, не проигравших, не выигравших. Цена соответствует выращенному товару.
Стратегии хеджирования товара
Любая компания на рынке продает товар или еще называют актив. Весь процесс хеджирования завязан на том, чтобы не потерять стоимость товара в зависимости от текущего курса валют, по которому будет продан этот товар, то есть, необходимо застраховаться от этого. Существует две основные стратегии страхования товара от потери его стоимости на рынке:
- Стратегия портфельной иммунизации. Данная стратегия предполагает страхование сделки по одному активу (спот) за счет оформления сразу же другой сделки по активу, на основании ценовой активности и чувствительности схожих активов;
- Стратегия производных деривативов. Диривативы – это договора срочного порядка, которые заключаются фирмами, работающими на рынке с целью минимизации рисков по продаваемым активам. Такая стратегия позволяет использовать разнообразные деривативы в своей деятельности компаниям, такими инструментами на рынке могут стать: опционы, фьючерские контракты, форвардные срочные контракты, спот и т.д. Также есть возможность сочетать все операции воедино или комбинировать в соответствии с целями фирмы.
Таким образом, хеджирование товара для большинства крупных компаний, которые торгуют на международной арене, является неотъемлемым элементом деятельности. Хеджирование товара имеет ряд преимуществ, а также нацелен на сохранение рыночной цены товара компании и удержание конкурентных позиций, а также сохранение финансовых ресурсов.