Особенности рынка финансов
Отличие финансового рынка от рынка товарного обращения заключается в использовании денежных средств, как инструмент - посредник. Обычно все экономические отношения происходят в части выпуска и перераспределения ценных бумаг среди участников рынка. При наличии свободных денежных средств предприниматели стараются получить дополнительный доход, либо привлечь в свой бизнес инвестиции и новые финансовые потоки, для чего используются фондовые инструменты. Финансовые активы хозяйствующих субъектов могут быть представлены: наличными денежными средствами, депозитными счетами и вкладами, ценными бумагами, обязательствами по товарным контрактам, паевое или долевое участие, акции предприятий. При проведении сделок по товарным контрактам, а так же сделок для получения дополнительного дохода на имеющиеся активы, участники рынка стараются застраховать себя от риска возможных потерь при колебании экономических показателей рынка при совершении сделок.
Надо отметить, что финансовые активы имеют высокую степень ликвидности, поэтому их ценность во многом определяется ценой на момент совершения сделки. Если дело касается поставок по товарным контрактам, то сделка на бирже, может опережать непосредственный факт поставки, при этом стоимость контракта в тот и другой момент времени может различаться. Для минимизации подобных издержек в сфере финансового обращения используется механизм хеджирования.
Сущность и принципы хеджирования
Хеджирование представляет собой метод минимизации потерь при проведении сделок с активом компании. Для этого участником рынка покупается возможность произвести операции с активами, условия по которым фиксируются и не изменяются в будущих периодах. То есть, участник рынка приобретает краткосрочный контракт, который сам может выступать предметом купли-продажи и финансовым активом.
Хеджированием обычно защищаются следующие активы:
- денежные средства на валютных рынках;
- ставки по кредитам;
- продукция или имущество;
- сырье;
- драметаллы;
- ценные бумаги.
Сам участник рынка, использующий данный метод называется хеджером. Он может участвовать в сделках с деловым партнером, хеджером или спекулянтом.
Основной принцип хеджирования сводится к тому, что используется две сделки на один и тот же актив по реальной цене или спот-цене, и по будущей, либо фьючерсной цене.
Стратегии хеджирования
Реализация целей на рынке финансов при использовании механизма хеджирования называется стратегией хеджирования. Обычно такая стратегия носит индивидуальный характер, но при этом можно выделить два основных типа: пассивная и активная. Разница между ними заключается в сроках использования механизма защиты и вовлеченности участника финансовых отношений в процесс.
Самым распространенным механизмом хеджирования активов является применение фьючерсных контрактов, когда сделка защищается от падения цен в будущем периоде. То есть, хеджер стремится к тому, чтобы фьючерсная цена в промежуток времени покрыла возможные расходы при изменении спот-цены в такой же период времени.
$(X+a) - (X + a - c) = c$ , где:
- $(X+a)$ - цена продажи контракта;
- $(X + a - c)$ - цена покупки контракта;
- $c$ - доход.
Сделки по фьючерсам заключаются на биржах, там же оформляются сделки по опционам.
Фьючерсная сделка характеризуется фиксированием данных о цене и сроках поставки, при этом стороны обязуются выполнить контракт. Опцион закрепляет за контрактом цену, объем и время поставки, при этом оставляет за участниками сделки право ее не совершать.
При внебиржевых отношениях могут использоваться форвардные контракты, которые закрепляют данные о цене, сроке и объеме поставки, и обязуют стороны выполнить условия контракта. Форвард обычно применяется единоразово в отличие от фьючерса. При этом поставщику или покупателю приходится искать контрагента самостоятельно.